8
День прав потребителей (Всемирный день защиты прав потребителей, Всемирный день прав потребителя) отмечается 15 марта.
День прав потребителей приурочен к дате выступления Джона Кеннеди в конгрессе США в 1962 году.
На высшем уровне было дано понятие потребитель. Джон Кеннеди выделил четыре принципиальных права потребителей:
  • Право на информацию
  • Право на безопасность
  • Право на выбор
  • Право быть услышанным
Позже они легли в основу закона о защите прав потребителей во многих странах, включая Российскую Федерацию.
В 1960 году была основана некоммерческая компания Consumers International (CI) – Всемирная организация потребителей. Организация работает более 50 лет. Объединяет около двухсот общественных и государственных организаций защиты прав потребителей более чем из семидесяти развитых демократических государств. Принципы Consumers International:
  • Право на информацию
  • Право на безопасность
  • Право на выбор
  • Право быть услышанным
  • Право на возмещение ущерба
  • Право на здоровую окружающую среду
  • Право на потребительское образование
  • Право на удовлетворение базовых потребностей
Consumers International защищает права потребителей в ЮНЕСКО и ООН, оказывает образовательную и правовую помощь.
9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН закрепила руководящие принципы защиты прав потребителей. И отныне права потребителей юридически признаны.
В СССР 1989 год был ознаменован созданием Всесоюзной федерации потребительских обществ, куда вошли Госстандарт, Санэпиднадзор, антимонопольный комитет (ныне Федеральная антимонопольная служба (ФАС), уже существующие региональные и республиканские общества потребителей, кредитные союзы и другие организации подобного профиля. Благодаря созданной федерации немало советских граждан сумели отстоять свои интересы в конфликтных ситуациях, по обе стороны торгового прилавка и в сфере бытовых услуг.
В 1992 году Верховный Совет РСФСР принял первый в истории России закон направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название «Закон о защите прав потребителей». Базовые принципы Кодекса потребителя с этого момента были закреплены законодательно. Однако, даже тогда, Всемирный день прав потребителя в России отмечался полуофициально, и лишь вступление страны во Всемирную Организацию Союза потребителей дало этому дню должный статус. Председатель Союза потребителей России — депутат ГД РФ четырех созывов (1993 – 2007), член Общественной палаты РФ в 2008 – 2010гг. Пётр Шелищ.
Российской особенностью ВДПП является то, что каждый год он проходит под определённым девизом. Так, девиз 2009 года: «Потребитель! Знай свои права!». Подобная практика позволяет правозащитным организациям РФ концентрироваться на наиболее проблемных участках сферы защиты потребительских прав. И, по-видимому, это не случайно, ведь 2008 год имел девиз: «Поколение нездорового питания — кампания по борьбе с распространением нездорового питания среди детей». В немалой степени благодаря давлению правозащитников, сконцентрировавших свои усилия на проблемах детского питания, в декабре 2008 года был принят «молочный регламент», согласно которому «питьевым молоком» может называться исключительно продукт, произведённый из натурального сырого молока, которое не подвергалось выпариванию. Если же в состав входит хотя бы 1 % сухого порошка, то такой продукт должен именоваться «молочным напитком» или «заменителем молочного продукта»
Однако несколько месяцев спустя можно констатировать, что производители не только нарушают этот закон, но и порой полностью его игнорируют. Кроме того, в большей части молока, реализуемого на территории России, содержатся антибиотики. Это стало возможным благодаря поправкам в федеральный закон о техническом регламенте на молоко и молочную продукцию, инициированным в 2010 году группой депутатов Государственной Думы. Такой пример наглядно говорит о том, что правозащитные организации в сфере защиты прав потребителя востребованы сейчас и при сохранении тенденций будут востребованы в России ещё достаточно долго, а также согласиться с Дмитрием Медведевым в том, что «Россия — страна правового нигилизма», и выразить надежду, что бороться с правовым нигилизмом будут не только энтузиасты-правозащитники, но и те, кто за это получает зарплату из кармана всё тех же потребителей.
Тем не менее, несмотря на «правовой нигилизм», по статистике Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль», всё большее и большее количество граждан решаются защищать свои потребительские права, в том числе и в судебном порядке: так, если в 1998 году было подано всего 27,1 тысячи таких исков, в 2007 году — уже 95 тысяч, а в 2010 — 315 тысяч.