28 июля День крещения Руси

223

История России тесно связана с Православием.  Еще в I  веке нашей эры на территории будущей Руси проповедовал один из 12 апостолов – Андрей Первозванный. Он принес Слово Божье жителям Северного Причерноморья, Крыма и Приднепровья.  По преданию на месте будущего Киева апостол сказал своим ученикам пророческие слова: «Видите ли горы эти? На этих горах засияет благодать Божья, будет город большой, и соорудит Бог много церквей». Но произойдет это лишь  через 9 веков..

Наши предки, восточные славяне, следовали древним языческим традициям и отличались диким нравом. В IX веке славяне-кривичи, обитавшие на севере Руси, со столицей в Новгороде, призывают варягов во главе с Рюриком и его братьями Трувором и Синеусом. Унаследовавший власть после Рюрика Олег присоединяет Киев, куда переносит столицу, создав Древнерусское государство, Киевскую Русь, молодое, но необычайно сильное государство. Идет постепенное объединение русских земель под властью киевского князя.

Но помимо политического, требовалось культурное и духовное единение. Славянские племена, разбросанные на громадных территориях, имели значительные различия в культах. К тому же на территории Руси, кроме восточных славян, издревле жили финно-угорские племена (чудь, водь, меря, мурома), варяги, а по соседству жили балты. Все они сильно отличались от наших предков по культуре и верованиям. В Киевскую Русь вошли огромные земли, но она оставалась языческой: лишь некоторые купцы и варяги принимали крещение. В 955 году приняла православие и киевская княгиня Ольга, жена князя Игоря. Ольга построила первые храмы, но мало кто последовал ее примеру.  Ее сын Святослав, великий полководец, разгромивший Хазарский каганат и Болгарское царство, не хотел принимать христианство. Возвращаясь из похода после войны с Византией, Святослав был убит печенегами. После этого началась кровавая братоубийственная борьба за власть.  В конце концов победил Владимир, третий сын Святослава, который и стал в 978 году единоличным правителем Киевской Руси, так как его братья Олег и Ярополк погибли.  Стране нужна была опора, которой могла стать лишь новая вера.

Однако, в первые годы своего единоличного правления, князь Владимир ничего резко не менял в жизни Киевской Руси. Он воздвиг в Киеве капище с огромными идолами шести главных богов славянского язычества: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.  Начало правления Владимира проходило в походах: война с ляхами и победа под Перемышлем; присоединение земель вятичей вокруг Оки. Также он совершил поход на ятвягов (современных прибалтов) и вернувшись с победой решил принести жертву богам. Старейшины и бояре сказали Владимиру: “Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам”. Жребий пал на сына одного христианина-варяга,  которого звали Иоанн, а отца его – Феодор. И сказал Феодор: “Не дам сына моего бесам”. Узнав об этом, в его дом ворвалась толпа.  Отец и сын были убиты. Это было одно из последних языческих жертвоприношений, а Федор и Иоанн стали первыми мучениками за веру на Руси. Память их чтится 12 июля по старому стилю (а ныне 25-го июля). Но их жертва была не напрасна – именно это событие, сподвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Потому князь решил больше узнать о разных существующих вероисповеданиях. Владимир лишь смутно помнил как рассказывала ему о христианстве воспитывавшая его бабка – княгиня Ольга. Он пригласил к своему двору представителей соседних народов, которые были уже монотеистами, то есть исповедовали веру в единого Бога.

Первыми в 986 году пришли посланники из находящейся на востоке от Руси Волжской Булгарии, которые были магометанами. Разузнав об исламе, Владимир решил послушать представителей и других религий. Также к Владимиру пришли посланники от католиков с Запада и хазары-иудеи, князь выслушал и их. Достаточно интересным фактом, что в Хазарском каганате высшее общество исповедовало иудаизм, так как он является национальной верой еврейского народа и это, пожалуй, единственный общеизвестный пример, когда иудаизм исповедовали люди нееврейского происхождения. Последним к князю пришел греческий философ, который поведал киевскому князю о священном писании и о православии. Владимир проникся его рассказом и ощутил наибольшую симпатию к православию.

Но чтобы удостовериться, что не ошибся в выборе, он отправил десять мудрых и уважаемых в Киеве мужей в соседние страны, чтобы еще больше разузнать о религии. Побывали они у мусульман, у христиан западного обряда, у иудеев и в конце посетили столицу Византии – Константинополь или Царьград. Узнав о прибытии русских посланников, правившие тогда братья-императоры, Василий и Константин, пригласили на торжественное богослужение в самый главный христианский храм – в собор Святой Софии, а службу проводил сам константинопольский патриарх. После императоры одарили славян и отправили их домой.

Пораженные красотой и помпезностью христианского богослужения восточного толка, послы заявили Владимиру и всей его дружине: «Не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом». В то время Константинополь был самым крупным и богатым городом Европы. Христианские храмы поражали своей красотой и величием. Храм Святой Софии, хотя и был длительное время мечетью после захвата османами Византии, а сейчас только музей, до сих пор является одним из прекраснейших плодов христианского зодчества и поражает своей внутренней отделкой и великолепием. Поэтому вряд ли можно сомневаться в подлинном восхищении русских послов, посетивших Царьград.

У Владимира не осталось сомнений в выборе религии: но при этом князь должен был показать своему ближайшему окружению политическую, практическую и утилитарную необходимость принять религию. Не случайно посланцы Владимира выступали с отчетом прилюдно. Был использован и авторитет княгини Ольги: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка Владимира Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».

Также стоит отметить Византию и Киевскую Русь связывали давние торговые и политические контакты, иногда прерываемые военными конфликтами. Также тут сыграло свою роль и воля случая. В то время в Византийской империи произошло восстание в армии под предводительством полководца Варды-Фоки. Басилевсы (титул греческих императоров) Константин VIII и Василий II, не располагая силами, стали искать помощи у киевского князя. Союз был заключен в 987 г.: Владимир согласился послать свои войска в помощь Византии, за что должен был получить руку византийской царевны Анны, сестры императоров. В свою очередь Владимир должен был принять христианство. Благодаря отправленному русскому отряду мятеж был подавлен, и Варда-Фока погиб (988).  После победы Константины и Василий не исполнили своих обещаний, а русский отряд остался на службе императоров (по договору между империей и Киевской Русью, заключенным Олегом в 907 году, князь не имеет право возвращать войска, решившие служить Византии).

Тогда Владимир начал войну с византийцами, и в 988 году осадил главный греческий город в Крыму – Корсунь (Херсонес), сегодня развалины этого города находятся на территории Севастополя. Город был прекрасно защищен и к нему вел скрытый под землей источник воды, потому он мог защищаться длительное время. Однако в одну из ночей с крепостных стен в стан князя Владимира была пущена стрела с прикрепленной запиской, в которой говорилось, где находится водопровод, ведущий в Корсунь. Стрела была пущена от имени некоего священнослужителя Анастаса. Воины Владимира нашли источник воды и перекрыли его. Вскоре изнемогающий от жажды город сдался. Таким образом киевский князь становился хозяином Крыма и Тьмутаракани (сегодняшний город Тамань).

Угрожая походом на Константинополь, князь Владимир потребовал у византийских императоров-соправителей, Василия и Константина, руки царевны Анны.  Басилевсы не могли более сопротивляться и отправили Анну в стан Киевского князя в Корсунь. Когда царевна Анна прибыла с духовенством, иконами и церковной утварью в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп. Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. В святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Корсуни совершилось его бракосочетание с царевной Анной. Конечно, Византия не могла допустить того, чтобы русичи закрепились на Крымском полуострове, получив удобные гавани для нападений на империю. Сразу же после венчания Владимир согласился передать Корсунь Византии в качестве выкупа за невесту, и мир между империей и Русью был восстановлен.

После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из Греции православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком.

Затем князь приказал разгромить устроенное им некогда в Киеве капище. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Однако славяне еще не до конца избавились от страха перед старыми богами и опасались прогневить Перуна. Его изваяние не было уничтожено. Идола привязали к конскому хвосту и потащили к Днепру. Процессию сопровождали 12 воинов, которые били кумира палками, чтобы изгнать из него бесов. Перуна проволокли до порогов, где и бросили во владениях печенегов. Таким образом, главный языческий бог был отправлен в изгнание. В Новгороде Перун был брошен в реку Волхов.

После ниспровержения идолов Владимир велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра.  Наступило утро крещения Руси. Накануне князь Владимир велел объявить по городу: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». Так собралось все население Киева, и одновременно было крещено в Днепре.

По всей стране стали уничтожаться идолы и строиться церкви. В Киеве на месте гибели мучеников Федора и Иоанна построили знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Но в народе были еще сильны языческие верования, и до полного принятия христианства жителями Руси пройдет еще не одно столетие и многочисленные языческие бунты.

Однако момент Крещения Руси стал поворотным в истории русского народа и государства. Усилилась власть и престиж князя и Руси, которая перестало быть языческой периферией Европы, и стала полноправным игроком на мировой арене. Благодаря принятию христианства на Руси вместе с богослужебными книгами появляется письменность и рождается образование. Получает развитие каменное зодчество и иконопись. Христианство усилило единство всех народов населяющих Русь, контакты с соседними народами и особенно с Византией.

Обращение в христианство в сильной степени повлияло и на самого князя Владимира. Ушла в прошлое его безнравственная жизнь и жестокость. Он стал более терпимым к людям, щедрым и милостивым к беднякам. После смерти Владимир был канонизирован, а народ назвал его «Красным Солнышком».