Автомобилисты, проходящие плановое техобслуживание в аккредитованных сервисных центрах, якобы окажутся в выигрышном положении уже с августа

134

Автомобилисты, проходящие плановое техобслуживание в аккредитованных сервисных центрах, якобы окажутся в выигрышном положении уже с августа. Если их автомобиль вовремя проверен, устранены все дефекты, его диагностическая карта подтверждает безопасность эксплуатации, водитель может забыть о техосмотре. Но появится ли реальная выгода у добросовестных автовладельцев, которые своевременно проверяют машину, и не «на коленке», а в автосервисе?

В пятницу, 13 июля, Госдума в окончательном чтении приняла поправки к соответствующему закону, сообщает РИА «Новости». На первый взгляд, не ехать на техосмотр, если прошел ТО в автоцентре, – очевидная выгода и по времени, и по средствам. Зачем платить за повторную проверку и тратить полдня, если машина уже побывала в руках спецов? Но! Техосмотр включает больше диагностических операций, чем плановое обслуживание, а это недвусмысленно намекает на подорожание услуги. Плюс проходить ТО нужно в аккредитованных РСА автосервисах, и условия этой аккредитации для всех равны. То есть автоцентру так или иначе придется закупать специальное оборудование, чтобы вписаться в требования. А это еще большие затраты. Не случайно многие челябинские дилеры не стали ввязываться в эту эпопею: когда окупятся все затраты со стоимостью услуги в 420 рублей?

«Естественно, чтобы пройти аккредитацию для осуществления техосмотра, дилерскому центру придется выполнять ее условия. А это закупка спецоборудования, соответственно дополнительные финансовые вливания, чтобы предоставить полноценную услугу. Это была одна из причин, почему наш автоцентр не подавал заявку на аккредитацию, впрочем, как и большинство региональных дилеров. Плюс бумажная волокита всего этого процесса, – говорит управляющий одного из автоцентров Сергей Мещеряков. – Требуются существенные инвестиции с сомнительной окупаемостью. Мы не можем устанавливать ценовые барьеры – стоимость техосмотра регламентирована законодательно. Те клиенты, которые приобретают у нас новую машину, и так автоматически получают талон на три года. Кроме того, автоцентр, прошедший аккредитацию, должен оказывать услугу техосмотра для всех марок и моделей. То есть мы не можем никаким образом отсеять «не наши» автомобили, а это создание очередей, что неблагоприятно влияет на имидж компании, создает трудности для клиентов. Если бы плановое ТО заменяло техосмотр в том виде, в каком оно существует сейчас, без дополнительных затрат и расширения списка операций, это было бы интересно и дилерам, и клиентам».

Одна из этих «опасностей» новыми поправками ликвидирована. Дилеры могут выдавать диагностические карты (читай – проводить техосмотр) лишь владельцам своих профильных марок. Но даже это не переубеждает «официалов»: есть опасения потерять лояльность клиентов, которые могут заподозрить автоцентр в наживе. Сами понимаете, оператор, который находит и устраняет дефекты, может «потерять» объективность и диагностировать несуществующую болезнь.

Если говорить об экономии автомобилиста на техосмотре, тут, скорее, получится сэкономить лишь время. За услугу все равно придется платить. Раз дилер проходит аккредитацию, денежные вливания все равно отразятся на стоимости услуг, пусть не техосмотра, но каких-то других работ.

Мы упомянули о диагностической карте. Ее выдают автомобилистам вместе с талоном. Когда поправки вступят в силу (что планируется в августе текущего года), она останется единственным документом, подтверждающим прохождение техосмотра: талон уходит в историю за ненадобностью, а ОСАГО выдается на основании этой карты. Как отметили в Минэкономразвития страны, это сможет сократить расходы операторов, которые они несут на заказе талонов в Госзнаке. На самом деле талон стал атавизмом после его исключения из обязательного списка документов для предъявления инспекторам. Зачем оформлять дополнительную бумажку, если все сведения есть в диагностической карте. Конечно, эксперты тут же высказали опасения, что эти распечатанные на принтере документы легко подделать. Не все итак просто. Все данные об авто, прошедшем техосмотр, заносятся в электронную базу данных РСА, куда липовая информация не просачивается.

И еще пару важных новшеств, пожалуй, самых практичных – их приняли чуть раньше. Упрощено получение автогражданки: упразднят ограничения по срокам действия карты (талона) и появится 20-дневная страховка, не требующая прохождения технической проверки.

Напомним, сейчас оформить полис ОСАГО можно с талоном, до окончания срока действия которого осталось не менее шести месяцев. Поправки это ограничение стирают и главным при покупке страховки становится наличие талона/диагностической карты, а не сроки годности: «Отвязка шестимесячного запаса по действию талона ТО избавит от незаконных действий с продажей «предзаполненных» талонов. Да и в целом позволит водителям более спокойно ездить: есть талон – страхуемся, заканчивается – проходим ТО и страхуемся! А то до сих пор приходится всем рассказывать, почему он должен пройти техосмотр сейчас, если талон заканчивается только в ноябре», – говорит директор «Центра страхования» Кирилл Смолин.

Кроме того, будет введен временный полис ОСАГО сроком действия до 20 суток, чтобы водитель спокойно мог доехать до пункта техосмотра, а страховщики не продавали автогражданку, веря на слово, что автомобилист пройдет проверку чуть позже. «Возможность оформлять такой полис без предъявления талона позволит разорвать замкнутый круг. Ведь чтобы пройти ТО, нужно доехать до станции, а передвигаться без страховки нельзя, а ее в свою очередь без пройденного техосмотра не делают, – продолжает представитель страховщиков. – Да и такие краткосрочные полисы выгодны компаниям. Возьмем легковой авто, собственник которого прописан в Челябинске, мощность машины от 71 до 100 л.с., водители вписаны поименно и у всех возраст более 22, а стаж более 3 лет. Годовой полис ОСАГО – 4356 руб. (если не учитывать Кбм – безаварийный стаж). Страховка на 20 дней – 435,60 руб. Если такие страховки делать постоянно в течение одного года, то итоговый платеж будет 7840,80 руб. (18 раз по 20 дней). Даже после минуса РВД (расходов на ведение дела) и стоимости полиса с квитанцией (18 штук) все равно получится больше, чем годовой полис».

В минэкономразвития ожидают, что поправки начнут действовать в августе – сейчас документ передан в Совет Федерации и позже будет подписан президентом. Наверняка на этом работа над ошибками новой системы техосмотра не закончится, но радует, что более полугода набивания шишек не прошли даром.