Группа депутатов ГД внесла поправки в закон о защите прав потребителей в части доведения до потребителей обязательной информации

56

 Депутаты Государственной Думы Т.В.Буцкая, Е.А.Вторыгина, И.Ю.Кастюкевич, О.В.Коробова, Т.П.Ларионова; Сенатор Российской Федерации О.С.Забралова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

Проект федерального закона разработан в целях совершенствования механизма реализации права потребителей на получение достоверной информации о товарах и об их изготовителях.

Статьей 8 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) предусмотрено право потребителя на необходимую и достоверную информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). Обязанность предоставления такой информации пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей равным образом возложена на изготовителя товаров, исполнителя услуг (работ), а также на продавца товаров (работ, услуг).

При этом по смыслу пункта 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей именно предоставление потребителю необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах) обеспечивает возможность их правильного выбора. Это, в свою очередь, напрямую корреспондирует закрепленному статьей 7 Закона о защите прав потребителей праву потребителя на безопасность товаров (работ, услуг). Таким образом, очевидно, что Закон о защите прав потребителей ориентирован на предоставление потребителю максимально достоверной и необходимой информации о товарах (работах, услугах) в целях защиты закрепленных Законом прав потребителей.

Содержание предоставляемой потребителю информации определено пунктом 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, а способ ее доведения до сведения потребителя – пунктом 3 той же статьи. Абзацем десятым пункта 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что информация о товарах (работах, услугах) должна содержать информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), если в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона о защите прав потребителей на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

 Согласно пункту 3 статьи 10 Закона о защите прав потребителей информация, предусмотренная пунктом 2 той же статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). При этом информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

 В соответствии со статьями 20 и 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 187-ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия товаров осуществляется в формах декларации о соответствии и сертификата соответствия. Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 23 Федерального закона «О техническом регулировании» порядок формирования и ведения реестра сертификатов соответствия и деклараций о соответствии устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1856 утверждено Положение о формировании и ведении реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (далее – Положение), пунктом 26 которого предусмотрено, что предоставление сведений о сертификатах соответствия осуществляется посредством их публикации на официальном сайте национального органа по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также посредством формирования электронной выписки (в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных), сформированной федеральной системой в области аккредитации в автоматическом режиме по запросу заинтересованных лиц.

Предоставление сведений о декларациях о соответствии осуществляется посредством формирования электронной выписки (в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством Российской Федерации в области персональных данных), сформированной федеральной системой в области аккредитации в автоматическом режиме по запросу заинтересованных лиц.

Предоставление сведений о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии, содержащихся в указанном реестре, национальным органом по аккредитации на бумажном носителе не осуществляется. Пунктом 28 Положения установлено, что плата за предоставление сведений о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии, содержащихся в данном реестре, не взимается.

 Таким образом, в настоящее время наиболее полные и достоверные сведения о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии товаров (продукции) содержатся в реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии продукции, который в соответствии с пунктом 2 Положения представляет собой открытый государственный информационный ресурс на базе программно-аппаратных средств национального органа по аккредитации, обеспечивающих возможность доступа к сведениям единого реестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Между тем, Закон о защите прав потребителей не содержит обязательных требований к продавцу (владельцу агрегатора – в случае дистанционной торговли), относительно предоставления потребителю информации, содержащей ссылки на указанный информационный ресурс, что не отвечает обозначенным Законом о защите прав потребителей целям обеспечения потребителя достоверной и необходимой информацией о товаре и его производителе.

 Проектом федерального закона предлагается устранить этот пробел в Законе о защите прав потребителей, предусмотрев обязанность продавца (владельца агрегатора) по доведению до сведения покупателя ссылки на реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций.

Для этого проектом федерального закона предлагается внести изменения в пункт 1.2 статьи 9 Закона, предусматривающие доведение продавцом (владельцем агрегатора) до потребителя информации об обязательном подтверждении соответствия товаров путем предоставления в описании товара ссылки на запись в реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, содержащую сведения о сертификате соответствия и (или) декларации о соответствии. Аналогичным по содержанию абзацем дополняется пункт 2 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей.

 Также проектом федерального закона предлагается дополнить пункт 3 статьи 10 Закона о защите прав потребителей ссылкой на то, что предусмотренная данным пунктом информация, содержится в реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.

Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Проект федерального закона не повлечет негативных социальноэкономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.