Национальный союз защиты прав потребителей начал проведение независимой экспертной оценки качества товаров и услуг, реализуемых российским потребителям

130

Внутренний туристический поток составляет порядка 35 млн человек. Въезжает в Россию около 30 млн человек в год. 2,6 млн – по туристическим визам, 28 млн – с другими целями. Высокая цена авиабилетов остается главной проблемой развития внутреннего и въездного туризма в России. Стоимость только перелета из сибирских городов в Сочи дороже турпакета в Турцию или Таиланд.

15 млн. российских граждан ежегодно выезжают за границу. Растет число банкротств туроператоров, вызывающих резонансные случаи неоказания туристам необходимого комплекса услуг за рубежом, в том числе, «Ланта-тур вояж», «Магазин хороших путевок», «Лужники тревел», «Аврора Интур», ITC, «Идеальный мир», «Вокруг света», «Эль-Вояж», «ЧерриТур», «Асент тревел», авиакомпании Malev, WindJet, «Авианова», «Континент», «Авиалинии Кубани», «Аэросвит», Spanair.

27 февраля 2013 г. принято постановление Правительства РФ N 162 г. «Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из компенсационного фонда». В соответствии с данным постановлением Объединение туроператоров («Турпомощь») оказывает экстренную помощь туристу безвозмездно на основании обращения туриста Финансирование мероприятий по оказанию экстренной помощи осуществляется объединением туроператоров за счет средств компенсационного фонда объединения туроператоров. Обращение туриста может быть направлено в объединение туроператоров любым способом, позволяющим установить автора обращения. Решение об оказании туристу экстренной помощи или об отказе в ее оказании принимается объединением туроператоров не позднее 24 часов с момента получения объединением туроператоров обращения туриста.

Следует отметить, что потребитель имеет право на односторонний отказ от исполнения обязательств по договору в любое время с возмещением фактически понесенных контрагентом расходов. Любые условия договора, ограничивающие такое право, являются ничтожными. Однако, многие туроператоры включают в текст договора положения об удержании аванса, о штрафных санкциях, о выплате неустойки.

Критерии оценки качества работы туроператоров: соответствие договора законодательству, безопасность, оперативность оказания помощи (в том числе, медицинской, а также помощи в оформлении документов), комплекс услуг, включая маршруты, судебная практика, мнение отраслевых объединений, адекватность цен, результаты соцопросов.

Главным требованием потребителей в отношении гражданской авиации Национальный союз защиты прав потребителей считает безопасность пассажиров.

Общий объем авиаперевозок составляет более 77 млн. человек в год. В общей сложности пять крупнейших российских авиакомпаний обеспечивают более 60 % всех пассажирских перевозок. Износ основных производственных фондов на воздушном транспорте составляет 50 процентов. Средний возраст самолетов на магистральных линиях составляет 17 лет. В региональной авиации возраст приближается к 30 годам. Кроме того, специалистами отмечается недостаток профессиональных кадров, вследствие несовершенства их подготовки, отстает инфраструктура аэропортов.

Статистика показывает, что причинами авиационных катастроф является в 47 % случаях ошибки пилотов, в 13 % – ошибки наземных служб, в 8% – теракты. Основные ошибки пилотов: нарушение процедур пилотирования, ошибки из-за сложных метеоусловий, дезориентация при полете в незнакомой местности, усталость и проблемы со здоровьем.

В 2012 году в России произошли четыре крупные авиакатастрофы с пассажирскими самолетами. В 2013 году – две.

Следует ужесточить требования к выдаче сертификатов летной годности, контроль над подготовкой и освидетельствованием летного состава, ответственность за нарушения.

14 июня 2012 года был принят Федеральный закон №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», вступивший в силу 1 января 2013 года.

Установлено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы и кодексы, при перевозках внеуличным транспортом (за исключением метрополитена) и порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном. При этом Закон не применяется к перевозкам легковыми такси.

Вред, причиненный пассажиру до или после перевозки метрополитеном, но в период нахождения пассажира на территории метрополитена, возмещается в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте”.

Размеры страховых (или компенсационных) выплат составляют до 2 000 000 рублей – в части возмещения вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти каждого потерпевшего (кормильца).

Компании, занимающиеся обязательным страхованием автогражданской ответственности, несут убытки, а крупнейшие страховые компании уже сокращают свое присутствие на этом рынке. Банкротство страховой компании “Россия” показательно. В 2013 году количество собранных страховых премий выросло на 10 процентов, а выплаты по ОСАГО – на 28 процентов. Рынок автострахования ждет дальнейшая консолидация (уменьшение количества страховщиков), а также усиление присутствия иностранных страховых компаний.

Отсутствие единой методики оценки ущерба вызывает массу споров между страховщиками и автомобилистами. Такую методику еще десять лет назад должен был разработать Минтранс. Однако ее до сих пор нет. Только 8% водителей используют возможность оформления ДТП по упрощенной схеме. Водители часто не уверены, что смогут правильно зафиксировать все обстоятельства аварии и получить страховую выплату. Это приводит к крупным «пробкам» на дорогах из-за незначительного ущерба.

В условиях надвигающегося кризиса на рынке ОСАГО потребителям особенно важно правильно выбрать страховую компанию.

Наиболее распространенным нарушением на АЗС является занижение октанового числа бензина.

Среднестатистический показатель свидетельствует о том, что не соответствует качеству топливо на мелких брендовых заправках – 25-35% из 100%. Крупные брендовые сетевые заправки, как правило, таких нарушений не допускают. Кроме того, зачастую на автозаправках не доливают топливо. Высокими темпами растут цены на топливо.

От качества топлива зависит надежная работа автомобильной техники. Некачественное топливо приводит к быстрому износу двигателя, проблемам запуска двигателя в холодное время, а в ряде случаев (взвесь, примеси) к выводу из строя автомобиля. Особенно важно иметь надежно работающий автомобиль в дальних поездках. Зачастую прямую следственную связь между заправкой топлива и износом двигателя автомобиля установить сложно.

АЗС должны ответственно относиться к репутации, выбору поставщиков топлива и подбору персонала, предоставлению кассовых чеков.

С 1 января 2014 года вступает в силу разработанная при активном участии Рабочей группы Президиума Генсовета ВПП «Единая Россия» по защите прав вкладчиков и дольщиков норма федерального законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности застройщиков, привлекающих средства граждан. Это значит, что в случае неисполнения обязательств перед дольщиком, даже в случае банкротства строительной компании, он сможет вернуть вложенные деньги.
Однако, разрабатываемые правила страхования нуждаются в доработке.
Проект правил содержит избыточный перечень условий, при которых страхователь освобождается от страховой выплаты. Согласование проекта в текущей редакции минимизирует вероятность получения страховой выплаты, тем самым ставит под угрозу реализацию нового механизма защиты прав и интересов граждан-участников долевого строительства.

На сайте postroim.com размещается информация о деятельности Рабочей группы и информация о девелоперах, участвовавших в строительстве проблемных объектов.

Парк легковых автомобилей в России составляет около 37 млн. штук. Половина автопарка России старше 10 лет. Ежегодно в России продается более 8 млн легковых автомобилей.

При приобретении автомобиля в автосалоне нередко нарушаются сроки поставки, некорректно указывается цена, навязываются дополнительные услуги по завышенным ценам, нарушается порядок возврата автомобиля. Затягиваются сроки гарантийного ремонта, устранения последствий некачественного ремонта или сервисного технического обслуживания.

Оставляет желать лучшего качество реализуемых ритейлерами потребительских товаров, прежде всего, продуктов питания. Зачастую входной контроль качества продуктов ритейлеры используют лишь для снижения их закупочной цены. Реализуются продукты вредные для здоровья. В погоне за прибылью ритейлеры делают выбор не в пользу качества, а в пользу низкой цены. Нарушается право потребителей на информацию. Нарушаются сроки годности. Просроченные продукты используются для приготовления салатов и полуфабрикатов. Потребители сталкиваются с проблемами возврата некачественного товара. Цена, указанная на ценнике, может отличаться от фактической. Нарушаются условия хранения товара. Нередко нарушается миграционное законодательство. Неоправданно много времени покупатели теряют из-за неработающих касс.

Насчитывается более 250 млн обращений в год к стоматологам. Вместо снижения спроса на стоматологические услуги, наблюдается устойчивая тенденция к росту количества обращений. Рынок растет на 6% в год.

Стоматологические услуги оказывают около 32 тыс медицинских учреждений. При обслуживании в стоматологических клиниках потребители сталкиваются с завышенными расценками, низким качеством препаратов и самого лечения, навязыванием дополнительных услуг, растягиванием лечения на неоправданно большое количество приемов (что приводит к его удорожанию). Часто предпринимаются попытки обойти законодательство о защите прав потребителей и снять ответственность подписанием дополнительных соглашений. Значительная часть медицинских учреждений работает в «теневом» секторе.

В России насчитывается около 40 операторов мобильной связи. Более 72 млн абонентов у МТС, более 65 млн – у Мегафона, 58 млн – у Вымпелкома, 24 млн. – у Tele2 Россия, 14 млн. – у Ростелекома, 5 млн – остальные компании.

При выборе оператора мобильной связи потребителей интересуют качество связи, зона покрытия, доступность связи в метро и подвальных помещениях, адекватность цены за услуги, корректность начисления платежей, быстрый мобильный интернет, отсутствие «спама», дополнительные услуги, возможность оперативной связи с представителем компании. Практически по всем операторам «большой тройки» есть нарекания потребителей.

Национальный союз защиты прав потребителей намерен обобщить судебную практику, мнения отраслевых союзов и ассоциаций, саморегулируемых организаций, надзорных органов государственной власти, данные соцопросов потребителей, сведения государственных реестров, проанализировать договора, провести контрольные закупки образцов и их испытание в лабораториях, опубликовать полученные результаты.

Кроме того, союз намерен подготовить ряд законодательных инициатив, направленных на решение узловых проблем перечисленных рынков, и предложить их для рассмотрения депутатам Государственной Думы, членам совета Федерации и обратиться в соответствующие органы исполнительной власти.