Национальный союз защиты прав потребителей обратился в Росздравнадзор по поводу нарушений «Порядка оказания медицинской помощи женщинам при искусственном прерывании беременности»

352

Национальный союз защиты прав потребителей обратился с письмом к Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения М.А. Мурашко с просьбой провести мониторинг исполнения «Порядка оказания медицинской помощи женщинам при искусственном прерывании беременности» и проинформировать о вскрытых фактах нарушений.

 

 

Анализ действующих правовых норм относительно так называемого «искусственного прерывания беременности» показывает, что врачи не имеют права делать «искусственное прерывание беременности» без социальных или медицинских показаний или решения суда, несмотря на «информированное добровольное согласие» женщины.

Статьей 56 «Искусственное прерывание беременности» федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.

Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации. Показание одно – изнасилование.

Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. N736 “Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности”).
Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.

Статьей 79 «Обязанности медицинских организаций» федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 572н утвержден «Порядок оказания медицинской помощи женщинам при искусственном прерывании беременности». Данным приказом, в частности, определено (п. 107) что искусственное прерывание беременности в зависимости от срока беременности, показаний и противопоказаний может быть проведено с использованием медикаментозного или хирургического метода на основании информированного добровольного согласия женщины.

Согласно п. 112 данного приказа вопрос об искусственном прерывании беременности по социальному показанию решается комиссией в составе руководителя медицинской организации, врача-акушера-гинеколога, юриста, специалиста по социальной работе (при его наличии). Комиссия рассматривает письменное заявление женщины, заключение врача-акушера-гинеколога о сроке беременности, документы, подтверждающие наличие социального показания для искусственного прерывания беременности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. N 98 “О социальном показании для искусственного прерывания беременности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 7, ст. 878).

При наличии социального показания для искусственного прерывания беременности комиссией выдается заключение, заверенное подписями членов комиссии и печатью медицинской организации.

Согласно п. 113 приказа для подтверждения наличия медицинских показаний для прерывания беременности, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. N 736 (зарегистрирован Минюстом России 25 декабря 2007 г. N 10807), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2011 г. N 1661н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2012 г. N 23119), в медицинских организациях формируется комиссия в составе врача-акушера-гинеколога, врача той специальности, к которой относится заболевание (состояние) беременной женщины, являющееся медицинским показанием для искусственного прерывания беременности, и руководителя медицинской организации (далее – Комиссия). Персональный состав Комиссии и порядок ее деятельности определяется руководителем медицинской организации. При наличии медицинских показаний для проведения искусственного прерывания беременности Комиссией выдается заключение о наличии у беременной женщины заболевания, являющегося показанием для проведения искусственного прерывания беременности, заверенное подписями членов Комиссии и печатью медицинской организации.

Исходя из смысла статьи 56 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 572 н женщина может по собственному желанию, придя в женскую консультацию, сообщить о намерении сделать «искусственное прерывание беременности», даже написать «информированное добровольное согласие». Однако, врач обязан направить беременную в кабинет медико-социальной помощи женской консультации (Центр медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) для консультирования психологом (медицинским психологом, специалистом по социальной работе). При отсутствии кабинета медико-социальной помощи (Центра медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) консультирование проводит медицинский работник с высшим или средним медицинским образованием, прошедший специальное обучение, на основе информированного добровольного согласия женщины. После этого определяются противопоказания для «искусственного прерывания беременности».

А дальше должны собираться комиссии для подтверждения социальных, либо медицинских показаний, либо – судебное решение..

Если данный порядок нарушается – производится незаконный аборт, который должен влечь уголовную ответственность для виновных в соответствии со статьей 111 Уголовного кодекса Российской Федерации.

К сожалению, есть основания полагать, что большое количество абортов в нашей стране проводится с нарушением «Порядка оказания медицинской помощи женщинам при искусственном прерывании беременности».

В соответствии со статьей 70 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих.

Согласно официальной статистике в России ежегодно делается около 880 тыс. абортов. По экспертным оценкам – в три раза больше.