Пассажиры «Яндекс. Такси» могут оказаться в роли пострадавших

12
В последнее время с таксистами, в том числе работающими на крупных агрегаторов, творится что-то неладное. Интернет пестрит историями о грабежах, изнасилованиях или вымогательствах. Несколько часов назад водитель «Яндекс.Такси» угрожал другим участникам движения пистолетом. Причем прямо на глазах у пассажирки. Что происходит с рынком пассажирских перевозок — в материале «360».

С пистолетом наголо

14 ноября, около 10:30 утра, москвичка Анна Кант пожаловалась на водителя «Яндекс.Такси». Девушка написала, что во время поездки по ТТК их машину подрезал грузовик, шофер которого открыл окно и «что-то орал». В ответ на выходку, таксист достал пистолет и принялся угрожать им шоферу большегруза.

«Водитель грузовика достал лом (!) и собирался бросить его в окно! Водитель такси очень быстро свалил, маневрируя через другие ряды. На мои просьбы остановить машину и высадить меня, водитель ответил, что он очень спокойный человек, а пистолет — муляж и отлично решает проблемы», — добавила она.

При этом во время написания сообщения пассажирка по прежнему находилась в машине, поскольку мужчина отказался ее высадить. Остаток поездки он развлекал ее объяснениями, почему таксистам непременно нужно разрешить ношение оружия.

«Водителя заблокировали, девушке принесли извинения. Оснований например для уголовного преследования водителя там нет, поэтому я не думаю, что мы можем что-то прокомментировать», — сообщили «360» в пресс-службе агрегатора.

И не только пистолетом

В начале ноября на «Яндекс.Такси» пожаловалась пассажирка Екатерина Лисейчева. Подвозящий ее шофер перепутал салон такси с душем и мастурбировал на глазах шокированной девушки.

«Я подняла глаза и увидела, что он мастурбирует: внятно, с чувством, с толком, аж подпрыгивая на своем сидении. Руль он держал одной рукой, а в пробке под мостом разошелся по полной. Так, что сперма летела на руль, указывая путь», — рассказывала она.

На просьбы прекратить и остановить машину мужчина не реагировал. Выйти удалось только после того, как девушка начала кричать. В службе поддержки перед девушкой извинились, но деньги за поездку полностью списали.

««Яндекс.Такси», я позвонила на вашу горячую линию и мне сказали, мы приносим свои извинения. Сообщим нашему партнеру, чтобы этот водитель больше не работал». При этом, сумма списалась полностью за эту адскую, незавершенную поездку. И дело не в деньгах. А в том, что эта ситуация довела меня до истерики, в том, что это все стоит перед глазами. Почему мы настолько не защищены?» — спрашивала Екатерина.

Помог насильнику

11 ноября водитель другого «Яндекс.Такси» доставил 24-летнюю модель не домой, в центр Москвы, а к насильнику, после чего уехал. Совершив надругательство, злоумышленник отвез девушку в Люберцы и высадил, рассказал «360» источник в правоохранительных органах. Девушка добралась до дома и на следующее утро обратилась в полицию.

«12 ноября около 04:30 утра потерпевшая отдыхала в баре „Варка“ в центре Москвы. Домой отправилась на „Яндекс.Такси“, но по пути уснула. Примерно через полчаса она проснулась от остановки машины. В салон залез неизвестный ей мужчина азиатской внешности и силой перетащил ее в свою машину, где изнасиловал. Где это произошло, она объяснить затруднилась, а номер и марку машины не запомнила. Преступник высадил ее в подмосковных Люберцах», — рассказал собеседник.

Комментируя «360» этот случай пресс-секретарь «Яндекс.Такси» Владимир Исаев назвал странным, что девушка не запомнила номер и марку такси. Ведь в истории приложения сведения о маршрутах поездок и водителях хранятся три месяца. Кроме того, представители агрегатора проверили все следовавшие из пункта вызова машины и выяснили, что «у всех пассажиров все в порядке».

«Мы не говорим, что этого не было. Сейчас все выясняем и проверяем, но понимания пока нет. Запросы от правоохранителей к нас тоже не поступали», — добавил он.

«Дешево, сердито, но без обязательств»

Председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин пояснил «360», что жалоб к ним поступает немного, но некоторые — вопиющие. Как правило представители «Яндекс.Такси» заявляют о том, что на них не распространяется закон о защите прав потребителей из-за того, что свои услуги они предоставляют бесплатно.

«Логика кривая, но они ее придерживаются и со всеми претензиями советуют обращаться в другие места. Если машину не подали, человек не попал в аэропорт и не улетел, то „Яндекс.Такси“ может предложить скидку в 100 рублей на следующую поездку. Хотя по гражданскому кодексу положена компенсация всех убытков, понесенных по вине организации или лица, нарушившего договор», — сказал Шапкин.

Заказывая поездку с этим агрегатором, предупредил он, люди должны понимать что они идут на «дешево, сердито, но зато безо всяких обязательств». Агрегаторы дают наиболее выгодную для потребителей цену. То есть из нее, условно, вычитаются гарантии безопасности для пассажиров и удовлетворение претензий. Хотя, подчеркнул Шапкин, в случае совершения водителем преступления, представителей агрегатора нужно привлекать к ответственности как пособников.

«Во время поездок не стоит терять бдительность. Однажды меня подвозил человек, который интуитивно мне не понравился, я понял, что расслабляться не надо. А буквально через неделю, во время погромов на плодоовощной базе в Бирюлево, он совершил убийство. Так что если водитель вам неприятен, лучше с ним никуда не ехать», — заключил председатель союза.

Заложники бизнес-модели

Председатель профсоюза столичных таксистов Вячеслав Смирнов рассказал «360», что некоторые водители, в погоне за деньгами, работают слишком много, их психологическое состояние ухудшается. В некоторых ситуациях, если поведение шофера чем-то угрожает пассажиру, можно постараться найти с ним общий язык. Однако в ситуации с пистолетом Смирнов затруднился что-либо посоветовать.

«Я не знаю, как этого избежать. Человек, наверное, был не в себе. Но кроме него самого за ним же никто следить не будет», — сказал он.

Оградить себя от недобросовестного водителя на стадии вызова такси — невозможно. Система сама назначает машину пассажиру, на основании балльной системы и его рейтинга. Отказаться от поездки, если водитель, например, явно сонный можно, только когда машина уже прибыла.

По мнению координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, россияне стали заложниками навязанной им бизнес-модели агрегаторов такси, отказывающихся брать ответственность за происходящее с пассажирами. Он напомнил, как Елена Гращенкова пострадала в аварии на «Яндекс.Такси» в Санкт-Петербурге. Для лечения и реабилитации продала бабушкину квартиру. А представители агрегатора заявили, что не будут компенсировать убытки так как не являются перевозчиками и не отвечают за пассажиров. Они — информационный сервис, как они заявили в суде.

«Это нужно знать пассажирам всех без исключения „убероподобных“ сервисов, а не только „Яндекса“. Их безответственный подход и приводит к случаями, которыми пестрит пресса. Если нет ответственности за жизнь и здоровье пассажиров, то какой смысл заниматься отбором водителей, которым передавать заказ», — заявил Шкуматов «360».

Чтобы не попадать в такие ситуации, координатор «Ведерок» рекомендовал пользоваться перевозчиками, страхующими и здоровье пассажиров. он добавил, что после случая с Гращенковой «Яндекс» тоже застраховал свою ответственность в отношении пассажиров на два миллиона рублей, правда, не во всех регионах. Gett начал активно отбирать лучших водителей по своим критериям и расставаться с неадекватами. То есть, подчеркнул общественник, агрегаторы все же идут по пути повышения ответственности перед пассажирами. «Но „Яндекс“ находится в хвосте этого процесса», — заключил Шкуматов.