Попытка ужесточить контроль над производством сельхозпродукции приведет к усилению коррупции

11

Ростовские эксперты считают, что попытка ужесточить контроль над производством сельхозпродукции приведет к усилению коррупции

Новые требования к качеству и безопасности продуктов питания связаны со вступлением стран Евразийского союза — России, Казахстана, Белоруссии — в ВТО. Они создавались, чтобы улучшить качество пищевой продукции, однако практика чаще подтверждает обратное.

— Изменяется процедура допуска на рынок, — пояснил заведующий отделением гигиены и гигиены детей и подростков ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РО» Александр Гуливец.

— Разграничиваются такие понятия, как продукты, подлежащие декларированию, госрегистрации и ветеринарно-санитарной экспертизе.

Попросту, вместо трех ранее обязательных и дублирующих друг друга документов достаточно будет одного.

Таким образом, уменьшатся бюрократические препоны для общего оборота, ввоза, вывоза и продажи сельхозпродукции. Это очевидный плюс. В остальном для сельхозпроизводителей — заметьте, не для торговых организаций, а для самого слабого звена в цепочке — приготовлено ужесточение требований. Подразумевается, что от этого выиграет потребитель: будет введена система менеджмента качества на этапах производства. И, разумеется, контроль — намного более строгий, чем прежде. Эксперты предрекают, что благие намерения скорее усложнят жизнь отечественным производителям, нежели улучшат качество продуктов питания.

Во-первых, чтобы соответствовать требованиям, производителям понадобятся дополнительные средства, а у аграриев их нет. Председатель комитета по агропромышленной политике ТПП Ростовской области Юрий Рошкован, имеющий свой небольшой бизнес в аграрном секторе, говорит, что, скорее всего, ему придется расстаться с ним, пока не обанкротился.

— От малого бизнеса, похоже, стараются избавиться, — считает Юрий Рошкован. — Отечественного производителя может со временем не стать вовсе. Такие предпосылки есть — люди начинают разоряться. У нас в Ростовской области еще что-то пытаемся делать, а в районах Центральной России совсем плохо дело.

Во-вторых, реально проконтролировать можно только малые сельхозпредприятия, то есть фермеров. В крупных, по мнению председателя областной Ассоциации фермеров (АККОР) Александра Родина, у производителя будет невозможно отследить, чем он кормил ту же свинью или корову, если говорить, к примеру, о качестве мяса.

— Можно на идеализацию качества рассчитывать только тогда, когда фермеры, как малый бизнес, будут объединены в саморегулируемые организации, которые начнут продвигать их интересы по производству экологически чистой продукции, — уверен Родин.

Поэтому они сами должны участвовать в процессе контроля, совместно с государственными органами. Контроль в России чаще всего выборочный и, ни для кого не секрет, коррумпированный. Его механизм отработан и вряд ли изменится.

— Россельхознадзор проверяет около 30% производителей — людей не хватает, — рассказал Александр Родин. — Эффективность органов госконтроля определяется количеством штрафов — ценится, сколько они принесли в бюджет в результате проверок. Это не ведет к улучшению качества продукции, а порождает коррупцию: штраф 3 тысячи, дал одну — и договорились. Если же будут проверять организации фермеров, то они заинтересованы предупредить коллегу и дать время на реальное исправление, а не банкротить штрафами.

Однако такие организации к процессу контроля не подпускают. Регламент разработан детально, а в части контроля еще нет ясности — не названа контролирующая организация. Мало кто сомневается, что она будет государственная — либо Роспотребнадзор, либо Россельхознадзор.

mk.ru