П.Шелищ считает, что ограничение торговых наценок может привести к подорожанию

153

Председатель Союза потребителей России П.Шелищ обратился к Д.Медведеву с просьбой не ограничивать наценки в магазинах, так как это может привести к подорожанию

 

10.05.2017 №1/3-5.17-ШП

Председателю Правительства

Российской Федерации

 

Д.А. МЕДВЕДЕВУ

 

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

 

В последнее время СМИ широко информировали россиян о новых инициативах по законодательному ограничению условий работы торговых сетей. В конце марта ряд членов Совета Федерации сообщили о подготовке законопроекта, запрещающего магазинам торговых сетей работать по воскресеньям и в ночное время. А на прошлой неделе стало известно о призыве к Правительству установить для торговых сетей предельную величину торговой надбавки к ценам поставки всех реализуемых продовольственных товаров, исходящем от одной из потребительских организаций.

Союз потребителей Российской Федерации считает эти предложения противоречащими интересам потребителей, которые своим рублем голосуют за торговые сети, отдавая предпочтение их ценам, предсказуемости качества, удобству совершения покупок в одном месте, широкому ассортименту одноименных товаров. Крупные российские производители и поставщики продуктов питания конкурируют за доступ на их полки, видя в них самый эффективный канал сбыта. Запретить их работу в воскресенье, традиционный для России день покупок, ограничить время работы в другие дни значит обречь значительную часть потребителей на дополнительные расходы, не связанные с макроэкономической ситуацией, и снижение качества жизни, а производителей и поставщиков – на сокращение объемов наиболее эффективного сбыта. Основной же выигрыш от такого запрета получит не малый торговый бизнес, ради которого, якобы, сделано это предложение, а его основные поставщики – оптовики, средняя доля которых в розничных ценах на некоторые виды продтоваров и сегодня составляет десятки процентов. В соответствии с законом «О защите прав потребителей» в России уже 25 лет торговые организации сами устанавливают режим своей работы. Понятно, что выбирая его так, чтобы получить максимальную прибыль, они исходят из оценки реального потребительского спроса. Если некоторые крупные магазины, как и некоторые мелкие, работают по ночам и в воскресенье, значит это отвечает запросам потребителей.

Что касается тотального ограничения торговой надбавки (чего не позволяет действующее законодательство), причем именно и только для торговых сетей, в условиях, когда согласно данным Росстата о структуре розничных цен на основные группы товаров средняя рентабельность торговых организаций принципиально не отличается от средней рентабельности производителей, то эта инициатива напоминает о практике позднего советского периода, когда государство дотировало из средств бюджета цены на мясо, что отвечало интересам более обеспеченных слоев, больше его потреблявших, в ущерб тем, чьи доходы позволяли покупать его в минимальных количествах. Хорошо известно, что торговые сети привлекают покупателей относительно низкими ценами на продукты самого массового спроса, устанавливая на них минимальные торговые надбавки, вплоть до нулевой, а недополученную прибыль от их реализации компенсируют повышенными надбавками на товары более ограниченного спроса. Но поскольку разные сети не согласовывают между собой свои надбавки, потребитель при желании может приобрести и такой товар по более низкой цене в другой сети. Если ввести общий для всех товаров предел торговой надбавки, товары массового спроса станут дороже, а значит и менее доступны потребителям с низкими доходами, а торговые сети окажутся не заинтересованными в сдерживании цен поставщиков.

Прошу при рассмотрении указанных инициатив принять во внимание изложенную выше позицию СПРФ – старейшего и крупнейшего союза общественных объединений потребителей России.
Председатель  П.Б. Шелищ