Проект рекомендаций по итогам совещания «Меры оздоровления российского продуктового рынка»

53

ПРОЕКТ

Рекомендации

по итогам совещания «Меры оздоровления российского продуктового рынка»

10 декабря 2015 г. Москва. Останкино

Участники совещания отмечают следующее:

Увеличивается доля реализуемых населению продуктов питания, обладающих признаками фальсификации. Маркировка с намеками на “натуральность”, “экологическую чистоту” часто используется недобросовестными производителями как маркетинговый ход.

Государственная система защиты прав потребителей нацелена не на предупреждение производства и оборота фальсифицированной продукции, а только на возможность защиты прав физического лица после совершения покупки и потребления «лже» продукта.

Потребитель должен судить о продукте только на основании предоставляемой производителем и продавцом информации. Нельзя перекладывать на потребителя обязанность по проверке качества продуктов, в т.ч. путем «изучения» товаросопроводительной документации: декларации о соответствии, товарной накладной и пр.

Все товары, имеющиеся в розничной торговой сети, должны восприниматься Потребителем как безопасные. В момент покупки Потребитель может определить степень «полезности» продукта только на основании этикетки.

Принимая решение о покупке, потребитель сталкивается с товарами, которые вызывают у него подозрение. Специалисты рекомендуют потребителям не приобретать фальсифицированный товар. Отказываясь от покупки, гражданин защищает себя, но не может помочь другим потребителям избежать обмана. В Закон PФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» необходимо внести норму, позволяющую потребителю направить информацию о товаре, который вызвал у него подозрение, в общественную организацию потребителей любым удобным для него способом: звонком на горячую линию, отправкой СМС или MMS-сообщения. По факту поступления сообщения общественная организация потребителей сможет провести общественный аудит розничной торговой точки, приобрести продукцию для проведения проверки.

Обязанность за контролем соответствия товара сведениям, указанным на этикетке, лежит на производителе, продавце, Управлениях Роспотребнадзора РФ.

Отсутствие в числе участников институтов гражданского общества снижает эффективность системы управления в целом.

Общественные организации по защите прав потребителей, профессиональные объединения производителей, ассоциации (союзы) предприятий розничной торговли смогут выявить недобросовестных участников рынка и предложить меры воздействия.

Нельзя оставлять покупателя «один на один» с производителями низкокачественной пищевой продукции. Принимая решение о покупке, потребитель сталкивается с товарами, которые вызывают у него подозрение. Специалисты рекомендуют потребителям не приобретать фальсифицированный товар. Отказываясь от покупки, гражданин защищает себя, но не может помочь другим потребителям избежать обмана. В Закон PФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» необходимо внести норму, позволяющую потребителю направить информацию о товаре, который вызвал у него подозрение, в общественную организацию потребителей любым удобным для него способом: звонком на горячую линию, отправкой СМС или MMS-сообщения. По факту поступления сообщения общественная организация потребителей сможет провести общественный аудит розничной торговой точки, приобрести продукцию для проведения проверки.

Общественные организации по защите прав потребителей смогут эффективнее действовать в интересах потребителей в случае внесение дополнений и изменений в Закон PФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей». Права потребителей-физических лиц целесообразно предоставить общественным организациям по защите прав потребителей.

Качество жизни российских граждан напрямую зависит от состава продуктов питания и опасности, которую может нести этот состав, а также от организации контроля над качеством и безопасностью. Чем эффективнее система предупреждения производства и оборота фальсифицированных продуктов питания, «прозрачнее» контроль качества и «результативна» борьба с фальсификатом, тем большую нишу на рынке занимает качественная продукция. Необходимо пересматривать всю систему предупреждения и контроля.

Следствием потребления низкокачественной пищи является широкая распространенность аллергических заболеваний, снижение иммунитета, развитие хронических заболеваний. Самым распространенным магазином в стране является аптека. Особые опасения вызывает возможность отдаленного влияния на генофонд нации и непредсказуемые последствия для будущих поколений.

Принятые технические регламенты допускают наличие антибиотиков и многих иных вредных веществ в молочной и мясной продукции. Причем, регламентировано содержание только некоторых из них. Что не запрещено – то разрешено без ограничений. Антибиотики могут попадать в продукты питания в результате неправильного использования их в качестве лечебных средств. Наличие в молоке стрептомицина, пенициллина и др. обусловлено чаще всего использованием для лечения маститов коров. Присутствие немедицинских антибиотиков (гризина и пр.) отмечено при включении в корма в экспериментальных условиях в превышенных количествах этих препаратов. Материалы исследований свидетельствуют о наличии остаточных количеств антибиотиков в мясных, молочных продуктах, яйцах. Вместе с тем длительное использование в пищу продуктов, содержащих остаточные количества антибиотиков, может вызвать неблагоприятные для здоровья человека последствия – аллергические реакции, дисбактериоз, образование и передачу резистентных форм микробов. Из-за отсутствия собственного сырья в необходимом количестве, снижения потребительского спроса, российские производители молока ежегодно обрабатывают около 0,5 млн тонн немолочных жиров, без которых не обходится практически ни один завод.

В ситуации постоянного ценового и иного давления со стороны ритейла на производителей продуктов питания, ухудшения экономической ситуации, неосведомленности потребителей, многие поставщики имеют полную возможность экономить не только на качестве, но и на безопасности продуктовых товаров. В погоне за сиюминутной прибылью многие производители применяют различные методы снижения себестоимости традиционной «ГОСТовской» продукции: добавляется растительный жир, транс-жиры, продукты ГМО, антибиотики, консерванты, канцерогенные усилители вкуса, используется небезопасная упаковка и пр.

Кроме того, использование антибиотиков и консервантов увеличивает срок хранения пищевой продукции. Это удобно и выгодно всем, кроме потребителей. В таких условиях производители натуральных и качественных (и скоропортящихся) продуктов питания не могут конкурировать с ценовым демпингом производителей фальсифицированных продукции и, кроме того, лишены возможности поставлять их в торговые сети.

Мало-информированные потребители зачастую не способны отличить качественные продукты от широко представленных, разрекламированных низкокачественных продуктов в привлекательной яркой упаковке. Не дается разъяснений по поводу влияния на организм человека транс-жиров, растительных жиров, глютамата натрия и других пищевых добавок. При этом фальсификаторы, не стесняясь, могут использовать в названиях брендов слова: «ферма», «натуральный», «природа», «сделано с любовью», «детский», «эко-продукт» и тому подобные, – окончательно дезориентируя потребителя. Возможность получения потребителем информации о составе продуктов питания крайне затруднена.

Большинство надписей на упаковке наносится шрифтом, непригодным для прочтения. Информирование потребителей о содержании антибиотиков, пестицидов, диоксида серы не предусмотрено действующим законодательством. Потребитель должен знать, что он покупает. Особенно важно это для людей, страдающих аллергиями, непереносимостью глютена и др. Потребителю следует внимательно изучать состав продуктов, что сегодня крайне сложно.

Современные технологии позволяют «обманывать» организм современного человека, например, сочетание соли, сахара и жира в продуктах питания вызывать выделение дофамина в мозг и вызывать зависимость. Употребление продуктов, содержащих компоненты, полученные с помощью ГМО, в отсутствие заключений современной науки, потенциально могут вызвать неконтролируемые последствия для будущих поколений.

В соответствии с пунктом 7 статьи 9 федерального закона «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговая организация обязана оплачивать поставщику в определенные сроки даже фальсифицированные пищевые продукты, независимо от факта их выявления государственными надзорными органами и потребителями. На практике это вызывает заинтересованность торговых организаций в сокрытии фактов выявления фальсифицированных пищевых продуктов.

Реализация в розничной сети фасованной и развесной творожной продукции с маркировкой «Творог. ГОСТ Р 52096-2003», «Творог. ГОСТ 31453-2013», ценниками «Творог 0-9% жирности» нарушает действующее законодательство, наносит ущерб потребителям, добросовестным товаропроизводителям. Нелегальная прибыль выводится из оборота, повышает уровень коррупции в сфере торговли, сокращает инвестиционную привлекательность пищевой промышленности в целом.

Например, экономически обоснованная себестоимость творога при соблюдении переработчиком требований ГОСТ 31453-2013 по состоянию на 01.12.2015г. составляет не менее 157руб./кг. Реализация в розничной сети творога по цене менее 170руб./кг фактически свидетельствует о продаже фальсифицированной молочной продукции.

На рынках г. Москва сложилась устойчивая товарная категории под условным названием «Творог из сухого молока за 100руб.»: под видом творога жирностью 0-18% потребитель приобретает творожный продукт жирностью от 18% до 30%.

Обман покупателей торговцы объясняют недоверием граждан к категории «творожная продукция», сформированным СМИ негативным отношением к растительным жирам, ограниченностью средств у среднего потребителя.

Не только производить, но и продавать фальсификат «стало модно», прибыльно и практически безнаказанно. Отсутствие своевременной реакции уполномоченных органов власти на противоправную деятельность приводит к эффекту бесправия у потребителей.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о неэффективности существующей системы противодействия производству и обороту фальсифицированных продуктов питания, отсутствии рабочего механизма взаимодействия органов государственной власти, общественных организаций потребителей и объединений предпринимателей.

Считаем, что средства и методы решения обозначенной проблемы могут быть разработаны в том числе при участии институтов гражданского общества.

Рекомендации:

Федеральному Собранию Российской Федерации:

  1. Обеспечить изменения в законодательство, предусмотренные Стратегией развития государственной политики обеспечения качества и безопасности пищевой продукции до 2020 года.
  2. Разработать механизм контроля над минимально обоснованными розничными ценами на продукты питания.
  3. Расширить полномочия субъектов Российской Федерации в части контроля за качеством и безопасностью пищевой продукции.
  4. Разработать проект изменений и дополнений в федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части осложнения оборота фальсифицированных продуктов питания: запрета перечисления оплаты Поставщику, запрете возврата товара в случае поставки фальсифицированной продукции.
  5. Разработать проект изменений и дополнений в федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части создания для фермерских хозяйств дополнительных возможностей реализации собственной продукции вне рынков, киосков и павильонов, по льготным условиям аренды торгового места (и/или земельного участка).
  6. Расширить перечень информации для потребителей, включая данные о содержании антибиотиков, пестицидов, диоксида серы, аллергенов и другой необходимой информацией. Предусмотреть возможность использования внедряемой Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) для информирования потребителей о составе продуктов питания.
  7. Ввести запрет на использование при производстве пищевой продукции опасных пищевых добавок, красителей, консервантов и растительных жиров.
  8. Провести выездное заседание Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по теме: «Национальная стратегия противодействия производству и обороту фальсифицированных продуктов питания».

Правительству Российской Федерации:

  1. Организовать рабочую группу по вопросам противодействия производству и обороту фальсифицированных продуктов питания при правительственной Комиссии по импортозамещению.
  2. Согласно ФЗ «О качестве и безопасности пищевой продукции» фальсифицированные пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия – пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной. Пищевые продукты, в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации, не могут находиться в обороте. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. Однако, рост доли фальсификата на торговой полке свидетельствует о необходимости провести реинжиниринг системы государственного управления в области противодействия производству и обороту фальсифицированных продуктов питания. Для разработки «Дорожной карты» считаем целесообразным привлечь АНО «Агентство стратегических инициатив».
  3. В связи с высказыванием противоречивых позиций в отношении рекомендуемой структуры питания населения России (в т.ч. в соотношении животных и растительных жиров) считаем целесообразным разработать национальную стратегию здорового образа жизни (образование, питание, спорт, семья и нравственность, здоровье, работа, культура) на период до 2040 года с целевыми ориентирами: увеличение средней продолжительности жизни до 95 лет, сокращением смертности от ССЗ, соразмерным увеличением пенсионного возраста.
  4. Рекомендовать Роспотребнадзору РФ организовать общественный совет по вопросам противодействия производству и обороту фальсифицированных продуктов питания.
  5. Поручить Роспотребнадзору РФ с привлечением общественных организаций производителей, продавцов и потребителей, представителей науки разработать проект национальной стратегии противодействия производству и обороту фальсифицированных продуктов питания и провести его общественное обсуждение.
  6. Поручить Роспотребнадзору РФ разместить на сайте ведомства реестр предприятий, производящих продукты питания, с указанием продуктов, минимальных оптовых и розничных цен, результатов проведения проверок с возможностью получения онлайн справки по каждому продукту питания или производителю.
  7. Поручить Федеральной антимонопольной службе РФ разработать проекты изменений нормативных актов для недопущения приобретения в рамках государственных (муниципальных) контрактов фальсифицированных продуктов питания.
  8. Поручить Федеральной антимонопольной службе РФ представить предложения о целесообразности введения на продукты питания минимальной обоснованной цены, как способе предупреждения закупки фальсифицированных продуктов питания в рамках государственных (муниципальных) контрактов, необходимости включения в контракты следующих условий:

– обязательность отбора образцов при поставке товаров для проведения исследований;

– обязательность хранения образцов партий товара как у Поставщика, так и у Покупателя в течении 14 дней с даты поставки;

– отсрочка оплаты за проданный товар не менее 20 дней;

– страхование гражданской ответственности Поставщика и Покупателя за нанесение вреда потребителям при обороте и использовании продуктов питания.

При заключении контракта по цене ниже минимальной обоснованной цены указанные сроки увеличиваются в 5 раз.

9.Поручить Роспотребнадзору РФ разработать дополнения и изменения в Закон PФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» в части усиления норм, направленных на предупреждение приобретения фальсифицированных продуктов питания, проведение профилактических мероприятий, в том числе с участием институтов гражданского общества.

10. Поручить Роспотребнадзору РФ разработать дополнения и изменения в Закон PФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» в части увеличения прав потребителей по использованию технических средств для предупреждения или защиты своих прав: право осуществлять фото, видео съемку в объекте розничной торговли, обращаться за помощью к другим покупателям.

11. Поручить Роспотребнадзору РФ разработать дополнения и изменения в Закон PФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» в части норм, позволяющих потребителю направить информацию о товаре, который вызвал у него подозрение, в общественную организацию потребителей любым удобным для него способом: звонком на горячую линию, отправкой СМС или MMS-сообщения. По факту поступления сообщения общественная организация потребителей должна иметь возможность провести общественный аудит розничной торговой точки, приобрести продукцию для проведения проверки.

12. Поручить Роспотребнадзору РФ разработать дополнения и изменения в Закон PФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» в части предоставления общественным организациям по защите прав потребителей прав потребителей-физических лиц:

«потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также общественные объединения потребителей или их представители, имеющие намерение заказать или приобрести либо заказывающие, приобретающие или использующий товары (работы, услуги) для целей противодействия обороту фальсифицированных и контрафактных товаров (работ, услуг)»;

13. Поручить Роспотребнадзору РФ разработать дополнения и изменения в пункт 2 статьи 14.7 КОАП РФ в части расширения круга лиц, составляющих Протоколы о нарушениях: представители МВД по заявлению граждан.

14. Поручить Роспотребнадзору РФ инициировать разработку межгосударственного стандарта «Средства и методы противодействия производства и оборота фальсифицированных продуктов питания».

15. Поручить Министерству экономического развития РФ подготовить изменения и дополнений в Приказ Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. N 567 “Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)” в части установления минимальной цены на товар (для предупреждения поставки заведомо фальсифицированной продукции), повышения достоверности процедуры определения максимальной цены единицы товара за счет отсева предложений по поставке фальсифицированной продукции.

16. Рекомендовать Россельхознадзору РФ организовать общественный совет по вопросам противодействия производству и обороту фальсифицированного сырья и продуктов питания.

17. Поручить Россельхознадзору РФ инициировать разработку межгосударственного стандарта «Средства и методы противодействия производства и оборота фальсифицированного сырья для пищевой промышленности».

18. Поручить Россельхознадзору РФ разместить на сайте ведомства реестр предприятий, производящих сырье для пищевой промышленности, с указанием сырья, минимальных оптовых цен, результатов проведения проверок с возможностью получения онлайн справки по каждому наименованию сырья или производителю.

Национальному союзу защиты прав потребителей:

  1. В срок до 01.02.2015г. организовать и провести заседание рабочей группы по разработке концепции национальной стратегии противодействия производству и обороту фальсифицированных продуктов питания.
  2. Совместно с Ассоциацией компаний розничной торговли разработать концепцию национальной системы общественного аудита розничной торговли.
  3. Совместно с профессиональными отраслевыми объединениями, участниками рынка провести всероссийский форум: «Власть, бизнес и гражданское общество за оздоровление нации». Включить в программу форума мероприятия по теме «Здоровый образ жизни», «Здоровое питание», «Фальсификату – нет!», «Долголетие» и др.