Роспотребнадзор предлагает блокировать онлайн-ритейлеров

22

Не предоставляющие покупателям информацию о товаре и продавце интернет-магазины и товарные агрегаторы необходимо временно блокировать, считает Роспотребнадзор. Онлайн-ритейлеры такие же участники торгового рынка, как и традиционные магазины, а значит, к ним необходимо применять такие же меры контроля, считает ведомство. Покупки в интернете совершают 40 млн россиян, по итогам прошлого года рынок онлайн-торговли достиг почти 600 млрд руб.
Роспотребнадзор опубликовал на портале regulation.gov.ru поправки к закону “О защите прав потребителей” и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Согласно пояснительной записке, на рынке интернет-торговли есть “недобросовестные” магазины и агрегаторы, которые не соблюдают закон о защите прав потребителей. Они, в частности, не предоставляют потребителям информацию о продавце, изготовителе продуктов, о самом товаре или услугах. Деятельность “информпосредников” — товарных агрегаторов, которые формально не являются реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, но выступают в качестве получателей денежных средств от потребителей в счет оплаты тех товаров или услуг, также никак не регулируется, следует из записки: привлечь их к ответственности зачастую невозможно. Роспотребнадзор предлагает закрепить в законе “О защите прав потребителей” термин “поставщик” как самостоятельный субъект ответственности и предусмотреть в КоАП возможность временной блокировки сайтов-нарушителей на уровне доменного имени.

“В компетенции Роспотребнадзора есть полномочия приостанавливать деятельность обычных магазинов на 30, 60 и 90 дней, если они нарушают закон. Интернет-магазины — такие же субъекты торговли, для них не должно быть исключений”,— пояснила представитель Роспотребнадзора Анна Сергеева. Это черновой вариант законопроекта, добавила она.

В 2014 году рынок российской онлайн-торговли вырос на 25,9%, до 597 млрд руб., оценивает PwC. Покупки через интернет совершили 40 млн из 73 млн пользователей в России.

Исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов подтверждает, что зачастую интернет-магазины не снабжают потребителей всей необходимой информацией. Он напоминает, что в международной практике с 2011 года существует директива Европарламента и Совета ЕС 2011/83/ЕС, которая определяет правовой статус онлайн-агрегатора как третьего лица, создающего условия для дистанционной продажи товаров. “Директива обязывает сервис предоставлять покупателю до заключения договора не только всю необходимую информацию о товаре, но и о продавце, в интересах которого он действует”,— говорит он. Речь идет о наименовании, фактическом адресе, телефонном номере, номере факса, адресе электронной почты и др.