Стенограмма расширенного заседания коллегии Министерства финансов РФ с участием Д. Медведева 26 марта

19

Д.А. Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сердечно вас приветствую на коллегии. Мы собрались, чтобы подвести итоги работы Министерства финансов за прошлый год, обсудить, что было сделано по всему периметру Минфина – я имею в виду и собственно Минфин, и службы, агентства, структуры, находящиеся в ведении Минфина. И нужно обсудить, какие задачи решать в ближайшем будущем.

Прошлый год и для Правительства, и для Министерства финансов, как и для всей страны, был особенным. Стартовал новый политический цикл. Президентом были определены цели, которые легли в основу ключевых программных документов – это национальные проекты, Основные направления деятельности Правительства, государственные программы.

Исходя из этих задач, была изменена и структура Правительства. У нас Министр финансов одновременно стал Первым заместителем Председателя Правительства. И в компетенции Антона Германовича (Силуанова) теперь не только вопросы бюджетной политики, выделения денег на различные программы и проекты, но и в целом экономического развития страны.

Все присутствующие в этом зале – профессионалы, специалисты в своём деле, и не раз доказывали, что способны справиться со сложнейшими системными вызовами. Уверен, так будет и впредь – имею в виду те сложнейшие задачи, которые нам предстоит вместе решать.

Традиционно в начале расширенной коллегии мы обсуждаем текущую ситуацию в экономике. Прошлый год завершился в позитивном ключе. Темпы роста валового внутреннего продукта, промышленного производства превысили показатели предыдущего года, инфляция сохранилась на уровне, который позволяет поддерживать макроэкономическую стабильность, и не просто поддерживать, но и двигаться вперёд. Это стало возможным благодаря многим решениям, в том числе и тем, которые мы принимали ранее, – антикризисным пакетам, поддержке ключевых отраслей промышленности, укреплению финансовой дисциплины.

За довольно короткий период мы сформировали стабильные и предсказуемые условия, которые позволяют развивать экономику вопреки внешнему давлению, не всегда честной конкуренции и различным политическим выпадам. Созданная нами конструкция макроэкономической стабильности доказала свою устойчивость к любым внешним шокам. В прошлом году впервые за семь лет федеральный бюджет был исполнен с существенным профицитом – 2,6% ВВП. Это в условиях, когда нефть уже давно не выходит на прежние высокие уровни.

Благодаря бюджетному правилу мы получили значительный финансовый резерв. Объём Фонда национального благосостояния и средств дополнительных нефтегазовых доходов на специальных счетах по итогам года приблизился к 8,5 трлн рублей.

Также мы продвинулись и в оздоровлении региональных финансов, что, на мой взгляд, тоже исключительно важно, поскольку там ситуация постоянно ухудшалась. Бюджеты регионов были исполнены с профицитом 500 млрд рублей. Сокращается и государственный долг, по итогам прошлого года он снизился почти на 5%. Теперь на этом фундаменте мы сможем активнее выстраивать экономику нового типа, с высокотехнологичной промышленностью, хорошим экспортным потенциалом и, конечно, большим пакетом доступных и современных социальных услуг для людей.

Для того чтобы эти изменения шли быстрее, мы запустили национальные проекты. Это как бы их вторая версия, или, как иногда говорят, версия 2.0. Нашли для них существенные ресурсы. Если говорить о Минфине, Антон Германович курирует три национальных проекта. Хотя Минфин, естественно, участвует и во всех остальных.

Для усиления контроля по национальным проектам была создана единая информационная система. В ней можно проследить за всеми этапами работ. Для регионов предусмотрен максимальный уровень софинансирования расходов по мероприятиям в рамках национальных проектов. Соответствующие соглашения по субсидиям были заключены между центром и регионами в середине февраля.

Но в будущем работу по конкретным мероприятиям национальных проектов нужно начинать раньше, не дожидаясь заключения соглашений. Регионы могут запускать конкурсные процедуры в рамках национальных проектов уже в начале года. Я об этом несколько раз за последнее время специально сказал и поручение подписал в адрес руководителей субъектов Федерации. Поэтому нужно организовать в текущем году заключение дополнительных соглашений (там, где это возможно и необходимо) по реализации национальных проектов до 2024 года, чтобы можно было планировать работу на несколько лет вперёд. У регионов появилось право заключать соглашение о субсидии на весь срок реализации национального проекта, то есть до 2024 года.

Будем развивать и контрактную систему. Мы перевели государственные и муниципальные закупки, закупки государственных компаний у малого и среднего бизнеса в электронную форму. Параллельно поддержали сектор малого и среднего предпринимательства, процессы импортозамещения. Добились некоторого снижения расходов. Теперь не нужно будет столько бумаги и не нужно физическое присутствие представителя бизнеса для осуществления закупки.

Но, надо сказать честно, контрактная система остаётся сложной и недостаточно гибкой для решения задач, которые поставлены в рамках национальных проектов. Если в обычном режиме она плюс-минус позволяла задачи решать, то с учётом изменившейся ситуации надо признать, что она не соответствует потребностям дня. Нужно её упростить. Я об этом уже говорил и дал поручение подготовить предложения о том, как нам упростить контрактную систему.

Мы продолжим работу по повышению инвестиционной привлекательности российской юрисдикции. По ряду преференциальных налоговых режимов – это и СПИКи, и ТОСЭР – мы уже сейчас гарантируем инвесторам неизменность условий налогообложения в период действия инвестиционного контракта. И этот период может быть больше шести лет.

В ближайшее время планируется также предложить бизнесу несколько новых режимов защиты инвестиций. Сейчас они прорабатываются в рамках подготовки законопроекта. Мы недавно собирались и обсуждали этот вопрос. Рассчитываю, что законопроект будет рассмотрен в Государственной Думе в весеннюю сессию и до конца года мы сможем уже приступить к реализации крупных промышленных проектов, которые самым позитивным образом должны повлиять на достижение национальных целей.

Необходимо улучшать условия для развития малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы. С января 2019 года в четырёх пилотных регионах мы запустили, напомню, специальный налоговый режим – налог на профессиональный доход. Людям не обязательно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, вести отчётность, покупать и содержать контрольно-кассовую технику. Всё это заменяется мобильным приложением «Мой налог», которое позволит зарегистрироваться в качестве самозанятого. Оно будет вести автоматический учёт доходов, формировать чеки. Опыт пилотных проектов нужно будет проанализировать. И по итогам этой работы дать право и другим регионам вводить налог на профессиональный доход с 2020 года.

Также мы приняли непростое, скажем прямо, но принципиальное решение в сфере налогов. С этого года НДС повышен до 20%. Решение, действительно, было совсем не лёгким. Рассматривались разные варианты. Напомню, нам нужно было найти ресурсы для реализации национальных проектов и одновременно не допустить сильного негатива для промышленности, торговли. Поэтому мы сбалансировали это решение тем, что сохранили льготные ставки НДС на социально значимые товары, зафиксировали на постоянной основе ставки тарифа страховых взносов на уровне 30% и провели налоговый манёвр в нефтяной отрасли.

Сейчас завершается подготовка законопроекта, который предусматривает включение в Налоговый кодекс ряда неналоговых платежей, порядок взимания которых раньше регулировался подзаконными актами. При этом фискальная нагрузка по ним не должна измениться.

После всех этих решений вводится мораторий на их изменение. Налоги в течение ближайших шести лет корректироваться не должны.

Примечание: Минфином России подготовлен большой проект поправок в НК РФ (предусматривающий повышение ставок акцизов)

Ещё одно направление – это повышение уровня доступности финансовых услуг для граждан, в частности ипотечных кредитов, дальнейшее снижение ставок и создание условий для семей с детьми. Это соответствует национальным целям – от демографии до развития жилищного строительства и экономики в целом.

С прошлого года ипотечные ставки на приобретение квартир на первичном рынке для семей, в которых родился второй и последующий ребёнок, снижены до 6%. Нужно, чтобы эта льгота действовала в течение всего срока кредита, а не только в первые годы.

Также важно предусмотреть возможность ипотечных каникул для тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию и не может немедленно вернуть деньги банку.

Конечно, это далеко не все задачи, которые сейчас стоят перед Министерством финансов, перед структурами, которые находятся в ведении Министерства финансов. Надо и дальше совершенствовать инструментарий. Государственные программы, которые мы принимаем на несколько лет, должны быть живым и мобильным инструментом. Нам нужно оперативно реагировать и на появляющиеся запросы и вызовы.

Также нужно добиваться дальнейшего упрощения всех бюджетных процедур, совершенствовать систему электронного бюджета, чтобы работа с бюджетом была более компактной, совершенной, эффективной.

Институт казначейского сопровождения стал уже привычным инструментом для большинства участников бюджетного процесса. В кратчайшие сроки нужно этот инструмент доработать, вписать его элементы в Бюджетный кодекс и распространить его действие до муниципального уровня.

Я думаю, что на некоторых других важных аспектах остановится Антон Германович. Ещё раз хочу всех сердечно поблагодарить за работу и пожелать вам успехов в текущем году.

А.Г. Силуанов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!

Подводя итоги работы Министерства финансов, мы видим, что финансовая политика страны за последние годы качественно изменилась. Повышена устойчивость экономики и бюджета к изменениям внешней конъюнктуры, укреплены региональные финансы, созданы зрелые институты финансового рынка.

Приведу несколько цифр. Действительно, рост экономики за прошлый год составил 2,3%. Это ещё далеко до целей, которые мы себе ставим, но тем не менее это самые высокие темпы роста начиная с 2012 года. И этот темп, который сложился в прошлом году, выше в среднем, чем за последние 10 лет, поэтому это неплохой результат. Цена на нефть, которая обеспечивает баланс бюджета и текущего счёта, сегодня составляет 45 и 35 долларов за баррель соответственно. Это тоже один из самых лучших результатов за последнее десятилетие. Профицит федерального бюджета, Вы уже сказали, Дмитрий Анатольевич, 2,6%, ненефтегазовый дефицит составляет около 6% ВВП, и Фонд национального благосостояния по итогам текущего года может превысить планку 7% от валового внутреннего продукта, мы сможем уже инвестировать этот ресурс в проекты.

Все это формирует основу для реализации национальных целей развития, поставленных Президентом. В прошлом году была также проделана подготовительная работа в этом направлении: сформирована ресурсная база для национальных проектов, приняты необходимые изменения в налоговом законодательстве, в целях увеличения финансирования инфраструктуры повышен объём государственных заимствований, создана система мониторинга исполнения мероприятий национальных, федеральных и региональных проектов.

Какие задачи мы ставим на текущий год? Текущий год – это первый год полноценной реализации мероприятий по достижению поставленных Президентом Российской Федерации национальных целей на предстоящий период. Вся работа Министерства финансов ориентирована именно на реализацию этой задачи.

В первую очередь это касается достижения национальных целей развития в сфере экономики. Рост валового внутреннего продукта должен быть выше темпов мировой экономики. Также мы должны обеспечить вхождение нашей страны в пятёрку крупнейших экономик мира. Что для этого нужно? Нужно повышение инвестиций, мы прекрасно это понимаем, в первую очередь частных инвестиций.

Чтобы добиться этого, необходимы стабильные условия ведения бизнеса, сокращение административной нагрузки на бизнес, улучшение делового климата и создание конкурентных условий. И на всё это у нас подготовлены соответствующие предложения, соответствующие планы работы министерства.

Какие здесь стоят задачи на этот год?

Первое – предсказуемость условий, в первую очередь экономических, финансовых, налоговых. Здесь уже бо?льшая часть работы сделана: введены бюджетные правила, зафиксированы ключевые параметры налоговой системы, определены правила индексации тарифов. Предстоит создать прозрачную систему неналоговых платежей, об этом мы говорим с предпринимателями. Это и было изначально предложение предпринимателей, чтобы в законодательном порядке регулировать систему неналоговых платежей, так же как и налогов. Мы сейчас находимся в диалоге, готовим предложения по изменениям налогового законодательства. Часть неналоговых платежей должна войти в состав государственной пошлины, по остальным должна быть ограничена возможность их установления. Это повысит предсказуемость работы бизнеса, о чём он нам и напоминает.

Во-вторых, снижение издержек и рисков для бизнеса. Что здесь предусматривается сделать? Необходимо возвратить наш бизнес в национальную юрисдикцию. В этих целях в этом году подготовлено предложение о продлении амнистии капитала ещё на один год с её распространением на лиц, которые переводят свой капитал из иностранных юрисдикций в нашу страну. Для этого в прошлом году был создан уникальный механизм редомициляции иностранных компаний в международные компании на территории специальных административных районов. На этих территориях действуют правила корпоративного, валютного и налогового законодательства, схожие с теми, которые применяются в международных финансовых центрах.

Вторая задача – это снижение издержек и рисков в сфере валютного регулирования. В этом году необходимо изменить законодательство, чтобы уже со следующего года отменить требования по репатриации экспортной валютной выручки в рублях в отношении несырьевого экспорта, а в отношении сырьевого предусмотреть поэтапное упразднение этой нормы к 2024 году. Такие предложения мы с Центральным банком обсудили и будем вместе двигаться. Также планируем понизить штрафы, продлить период ненаступления ответственности по валютному законодательству.

Следующая позиция. В целях создания благоприятных условий хозяйствования и снижения издержек совершенствуем контрактную систему в сфере закупок. Дмитрий Анатольевич, Вы об этом уже говорили, ставили нам такие задачи, и мы сейчас работаем над сокращением излишних процедур, избыточных требований, которые должны быть упразднены в этой сфере. Мы сокращаем количество документации и регламентов, которые должны быть существенно упрощены и переведены в цифровой формат.

Следующая задача – это снижение нагрузки на индивидуальных предпринимателей. И Вы такую задачу тоже сформулировали, о том, чтобы распространить налог на профессиональный доход, который сегодня действует только в четырёх субъектах, на все остальные регионы страны начиная с 2020 года.

Третий блок – это формирование справедливых конкурентных условий. Что здесь будем делать? Устранять конкурентное преимущество, которое сегодня есть ещё у теневого сектора, на что ориентируем работу по улучшению администрирования налогов. Будем внедрять современные технологии, работать с базами больших данных, которые уже позволили существенно продвинуться в этом направлении. В текущем году эта работа должна быть расширена за счёт мер по обелению теневых зарплат, выявления и постановки на учёт имущественных комплексов, внедрения системы прослеживаемости ввоза товаров и системы прохождения товаров от границы до розницы.

Предложение также сформулировано и по активному внедрению риск-ориентированных подходов в администрировании. Это позволяет и улучшить комфортность работы для добросовестного бизнеса, и, наоборот, создать дополнительный административный контроль, точки контроля для того бизнеса, который сегодня находится ещё в серой зоне.

Четвёртый блок – это содействие реализации конкретных инвестиционных проектов. Для этого мы находимся в постоянной связи с нашими предпринимателями, создана специальная площадка, работает специальная группа вместе с РСПП, разбираемся здесь по конкретным предложениям, которые мешают инвестированию ресурсов по конкретным проектам. На этой основе подготовлен законопроект о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности. Он формирует современное законодательство по созданию стимулов и гарантий для инвесторов на основании соглашений между бизнесом и государством.

Следующая задача Министерства финансов – это концентрация ресурсов на приоритетных национальных целях. Нацпроекты – не единственный инструмент достижения национальных целей. Если посмотреть, сколько у нас ресурсов тратится за шесть лет реализации нацпроектов, то это 13,2 трлн рублей из федерального бюджета, чуть больше 18 трлн рублей – с бюджетами субъектов Российской Федерации, а если посмотреть все ресурсы, которые есть в распоряжении государства, то за шестилетний период это 118 трлн рублей федеральных денег и больше 240 – вместе с субъектами Российской Федерации. Ресурс огромен, и сейчас стоит задача инвентаризации тех мероприятий государственных программ на предмет их вклада в достижение национальных целей, которые определены в указе Президента.

В этой связи требуется упростить процедуру формирования и корректировки государственных программ, перевести их в форму электронных документов, вообще повысить качество и отдачу от государственных программ в том ключе, в котором мы сегодня работаем в рамках национальных проектов. Принципы проектного управления следует распространить и на государственные программы.

В этом году необходимо сформировать соответствующую методологическую и нормативную базу, чтобы в следующем уже приступить к реализации программного принципа, основанного на проектном подходе. То есть мы предлагаем, Дмитрий Анатольевич, перевести работу по госпрограммам в таком же ключе, как мы сегодня работаем и по национальным проектам. Это наша вторая ключевая задача, которая должна быть решена в текущем году.

Следующая задача – повышение операционной эффективности бюджетных расходов. Эту задачу мы будем решать следующими путями.

Первое – через проведение обзоров бюджетных расходов. Что такое обзор? Это детальный анализ расходов, который позволяет выявить актуальность норм и правил, которыми мы руководствуемся при определении наших обязательств. Это более прозрачное формирование цены контракта и устранение возможности её завышения, это дифференциация идентичных расходов различных госорганов, сравнение и на основе этого подготовка предложений по эффективности расходов.

Второе – это, конечно, госзакупки. Планируем подготовить и наполнить каталог товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Что это даст? Это позволит задать стандарты нормирования количественных и качественных характеристик таких государственных нужд. По контрактам с единственным поставщиком будем расширять применение механизма раскрытия структуры цены контракта с последующим контролем Федеральным казначейством и казначейским сопровождением.

Следующее направление в этой задаче – это оценка эффективности налоговых расходов. Здесь в текущем году стоит задача на федеральном уровне утвердить общие требования и сформировать на их основе индивидуальные методики оценки эффективности по каждой группе налоговых расходов, а на уровне регионов начать учитывать эти оценки в составе наших межбюджетных отношений.

Нельзя не остановиться и на задаче эффективности органов государственного управления. При современных уровнях информатизации есть потенциал сокращения количества государственных служащих. Выделение функции бухгалтерии федеральных органов исполнительной власти, её специализация на базе Федерального казначейства – это лишь часть проводимой нами работы. Задача на этот год – сформировать реестр функций федеральных органов исполнительной власти, выделив из них те, которые не относятся к публично-властным и подлежат специализации или передаче на аутсорсинг. Такие примеры действуют в целом ряде наших служб (это Федеральное казначейство, Налоговая служба), и мы видим эффект от таких действий.

Следующая задача (речь идёт о достижении одной из национальных целей) – это обеспечение работы финансовой системы как источника для инвестиций. Что мы здесь предусматриваем делать? Повышать объёмы долгосрочных сбережений и системы пенсионных накоплений. Такую задачу мы ставили уже на этот год, часть задачи была решена, мы продвинулись, подготовили соответствующий законопроект, который предусматривает создание базы для индивидуального пенсионного капитала. Нам нужно запускать этот механизм, потому что это даст возможность увеличивать пенсии нашим пенсионерам. По оценкам, индивидуальный пенсионный капитал позволит увеличить пенсии до 20% от уровня заработной платы, а также создаст дополнительный финансовый ресурс – около 1,5% валового внутреннего продукта. Здесь необходимо в этом году также определяться, и мы подготовили соответствующий законопроект.

Дмитрий Анатольевич, Вы уже сказали о необходимости запуска и развития ипотеки и содействия достижению национальной цели по улучшению жилищных условий. В этом году наша задача – обеспечить плавный переход на новую систему привлечения средств граждан для финансирования жилищного строительства. Здесь мы видим необходимость финансовой поддержки «ДОМ.РФ» и «Банка ДОМ.РФ», которые подставят плечо при переходе на новую систему финансирования строительства.

Успех достижения национальных целей развития и национальных проектов напрямую зависит от слаженной работы между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Здесь необходимо решить две задачи.

Управленческий аспект этой задачи – обеспечение целеполагания и разделения ответственности. Мы договорились с субъектами Российской Федерации, определили роль регионов по реализации национальных целей, каскадировали цели до субъектов Российской Федерации. И финансовый аспект – необходимо запустить полноценную реализацию национальных проектов в регионах.

У нас в текущем году действительно низкие темпы работы, в том числе и в субъектах Российской Федерации, по реализации нацпроектов. Тем не менее в законе о федеральном бюджете мы уже распределили 90% всех трансфертов субъектам Российской Федерации, и Минфином в декабре прошлого года доведены уведомления до каждого субъекта, можно уже использовать эти ресурсы для заключения контрактов по соответствующим национальным проектам. Уведомления являются основанием для внесения изменений в бюджетные росписи регионов, здесь даже и закон на региональном уровне не нужно править. Можно заключать контракты сразу в начале года. Тем не менее, что мы видим.

По состоянию на текущую дату, мы видим, что по национальным проектам заключено всего чуть больше 2 тыс. контрактов, или примерно 3% от объёма распределённых межбюджетных трансфертов в национальные проекты. При этом 21 регион вообще не заключил ни одного контракта, а 30 регионов – от одного контракта до трёх. Здесь присутствуют все финансисты субъектов Российской Федерации, я обращаюсь к вам: как можно скорее необходимо запускать реализацию национальных проектов. Дмитрий Анатольевич, мы сейчас после коллегии собираем всех коллег-финансистов с учётом наших методологов, бюджетников, с ними будем проговаривать детально вопросы запуска нацпроектов в субъектах, анализировать причины, почему пока ещё медленно раскачиваемся.

В этом году нам необходимо вместе с регионами выстроить систему мониторинга реализации нацпроектов, сделать вертикальную структуру этого мониторинга (не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях эта система должна работать), обеспечить возможность заключения соглашений с субъектами Российской Федерации, выходящими за трёхлетний период. Об этом регионы говорили, и такие поручения, Дмитрий Анатольевич, Вы нам дали, мы их отрабатываем, и такая возможность заключения контрактов есть. Также нам необходимо выстроить систему стимулов для ответственности субъектов Российской Федерации.

Не так давно у нас прошли расширенные коллегии с подведомственными службами, на которых мы также ставили задачи по текущему году. Остановлюсь на основных из них.

Основная задача для Федерального казначейства – это расширить применение механизма раскрытия структуры цены контрактов с единственным поставщиком. Мы уже видим, что в прошлом году такие возможности были реализованы Федеральным казначейством и стоимость в этом случае контракта уменьшается от 10 до 15%.

Для Федеральной налоговой службы необходимо увеличить налоговую базу по страховым взносам и налогам на доходы физических лиц за счёт сокращения серых схем по выплатам зарплат, обеспечить комфортный переход налогоплательщиков на новый порядок применения контрольно-кассовой техники, а также реализовать меры по дальнейшей автоматизации и переводу в электронную форму сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, с тем чтобы запустить формирование регистра населения.

Для Федеральной таможенной службы необходимо обеспечить перевод таможенных операций в безбумажную среду, внедрить новую систему управления рисками, направленную на создание благоприятных условий для тех участников внешнеэкономической деятельности, которые являются добросовестными по той категории, которая определена Федеральной таможенной службой. Обеспечить проведение эксперимента по внедрению новой схемы взимания таможенных платежей в интернет-торговле.

Для Росалкогольрегулирования ставим задачу – обеспечить особый контроль за производством и оборотом фармацевтического спирта, включая внедрение ЕГАИС на всех этапах движения продукции, и уделить внимание контролю за производством пивоваренной продукции и её учёту в Единой государственной системе контроля.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!

Начавшийся год является самым важным с точки зрения отработки и запуска мероприятий и механизмов, которые будут обеспечивать достижение национальных целей развития в последующие годы.

Считаю, что у нас есть все ресурсы и возможности, чтобы решить эти задачи. Уверен, что коллектив Минфина, подведомственных служб, финансисты регионов справятся с возложенными на них задачами.