Торговые центры отделят от пробок

140

Минтранс ужесточит требования к торговым центрам (ТЦ), желающим обзавестись собственными съездами с автодорог. Неправильно организованные примыкания, как считают чиновники, являются одной из основных причин пробок в мегаполисах.

Минтранс хочет обязать собственников ТЦ заключать договоры с владельцами дорог, а также предоставлять им данные о числе посетителей. Около самых крупных ТЦ должны быть разработаны схемы организации движения. Эксперты считают, что власти опоздали с введением новых правил: изменить ситуацию около торговых моллов, построенных много лет назад, проблематично.

Вчера на сайте regulation.gov.ru началось общественное обсуждение законопроекта, в рамках которого Минтранс планирует «упорядочить деятельность по присоединению объектов дорожного сервиса и стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам». Поправки вносятся в Градостроительный кодекс, законы «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» и «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

Проблемой съездов к торговым объектам власти начали заниматься в конце 2010 года. Тогда мэр Москвы Сергей Собянин во время инспекции МКАД заявил, что магистраль напоминает «проселочную дорогу» из-за обилия моллов. Большое количество машин скапливается около узких съездов, блокируя движение. Тогда в мэрии даже пригрозили перекрыть въезд в торговые центры, построившие съезды с нарушениями: для этого в правительстве Москвы создали специальную рабочую группу. Но поскольку единой системы согласования съездов не существует, законность построек оценить проблематично. Сейчас с обеих сторон МКАД находится примерно 70 примыканий, законность которых вызывает сомнения у мэрии.

В Минтрансе планируют внести уточнение в дорожное законодательство: «Подъезды, съезды, примыкания не должны ухудшать видимость на дороге, создавать условия, снижающие пропускную способность автомобильных дорог» (сейчас подобная формулировка отсутствует). Кроме того, до 2015 года владельцы дорог и владельцы ТЦ будут обязаны заключить договоры о присоединении к магистрали. В этом документе будет зафиксирован, в частности, размер платы за доступ к дороге, а также максимальное суточное количество автомобилей, прибывающих к объекту торговли. Если же поток транспорта вырастает, то договор с владельцем ТЦ должен быть пересмотрен.

Заключать договор запрещено, если присоединение объекта к магистрали приведет к изменению категории автодороги (к примеру, на самых скоростных магистралях 1А запрещены съезды в одной плоскости). Если же примыкание построено без договора или с нарушением заранее оговоренных условий, то владелец дороги может самостоятельно снести съезды и подъезды, выставив счет за работу владельцу ТЦ.

Отдельные требования установлены к особо крупным стационарным торговым объектам — площадью свыше 10 тыс. кв. м. Их обяжут размещать подробную схему организации движения на территории. Владельцы крупных объектов также должны будут «обеспечить работу по предупреждению возможности возникновения заторов: регулировать движение и оперативно вмешиваться в организацию движения при возникновении аварийной ситуации».

Вице-президент ГК «Ташир» (девелопер торговых центров) Виталий Ефимкин заявил «Ъ», что принятие законопроекта может привести к «временным затратам на согласование проекта, а также к денежным затратам».

«Сумма увеличения затрат зависит от индивидуальных параметров объекта,– считает господин Ефимкин.– И то и другое вполне оправданно, поскольку удобство подъезда к объекту не только позволит повысить трафик объекта, но и увеличит лояльность посетителей ТЦ». В пресс-службе ИКЕА в России заявили «Ъ», что изучают «все детали поправок и особенности, которые повлияют на дальнейшие изменения операционной деятельности» компании.

«Нормы разумные, только принять их надо было еще 20 лет назад, — считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.– Для вновь возводимых ТЦ новый закон, может быть, и даст эффект. Но допустим, торговый объект уже стоит, вся разрешительная документация получена в конце 1990-х. Что делать владельцу такого центра? Вопрос даже не в деньгах: обустраивать нормальные съезды-подъезды чаще всего невозможно из-за отсутствия территорий».

Источник в транспортной отрасли заявил «Ъ», что принятие законопроекта в текущем виде может привести и к ухудшению транспортной ситуации: из-за неточностей формулировок будет разрешено размещать крупные ТЦ прямо в полосе отвода федеральных автодорог. В этом случае они рискуют «превратиться в подобие МКАД».