Центр разработки национальной алкогольной политики обратился с письмом к В.В. Путину с просьбой дать поручение Минюсту приостановить деятельность Союза российских пивоваров

156

Центр разработки национальной алкогольной политики обратился с письмом к В.В. Путину с просьбой дать поручение Минюсту приостановить деятельность Союза российских пивоваров до подачи руководством Союза соответствующих заявлений о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также МВД – привлечь к ответственности должностных лиц Союза за злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента.

Союз российских пивоваров – некоммерческая организация, объединяющая производителей пивоваренной продукции и представляющая интересы пивоваренной отрасли. Членами союза являются компании, которые имеют 90 % производственных площадок на территории Российской Федерации и выпускают 90% пива в стране. Союз российских пивоваров успешно лоббирует интересы производителей пива на протяжении 15 лет.

Сегодня пиво – самый распространенный напиток, находящийся в продаже на территории России. Общий объем розничной продажи пива в 2013 году превысил 10 млрд литров (10.06 млрд л). Для сравнения – общие объемы продаж бутилированной минеральной и питьевой воды составили около 6 млрд литров. Производители пива пользуются законодательными преференциями. Ни производство, ни продажа пива не лицензируется, в отличие от вина и слабоалкогольной продукции, крепких спиртных напитков. Долгое время была разрешена реклама пива на телевидении и это привело к пятикратному увеличению объемов производства и

реализации пива в России по сравнению с серединой 90-х. Алкогольная продукция реализуется в 200 тыс. магазинов, обладающих лицензией на розничную продажу алкогольной продукции. Пиво реализует более чем 500 тыс. торговых точек.

Основная часть пива в России выпускается подразделениями иностранных компаний: Carlsberg Group – владелец ООО «Пивоваренная компания «Балтика» (доля рынка в 36,8%), AB Inbev (17% рынка), Heineken (11,6% рынка), Efes Rus (около 6%). По данным Nielsen, на Carlsberg, InBev, Heineken и Efes Rus приходится 81,4% розничных продаж пива в России.

Приостановка деятельности Союза российских пивоваров может повлиять на принятие законопроекта, внесенного группой депутатов, о введении лицензирования производства и оборота пива и пивных напитков.

В марте 2014 года депутаты Государственной Думы Алимова О.Н, Андреев А.А., Звагельский В.Ф., Иванюженков Б.В., Корниенко А.В, Лазарев К.А., Обухов С.П., Плетнева Т.В., Пономарёв А.А. внесли законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции”, в соответствии с которым вводится лицензирование производства и оборота пива. Законопроект предполагает вступление в силу с 1 июля 2014 года. Росалкогольрегулирование неоднократно высказывалось за введение лицензирование производства и оборота пива (в том числе розничной продажи), поскольку пиво относится к алкогольной продукции.

Введение лицензирования оборота пива приведет к сокращению в 2,5 раза количества торговых точек, его реализующих, следовательно, к сокращению продаж. В соответствии с Концепцией государственной алкогольной политики к 2020 году потребление населением алкоголя в России должно сократиться на 55%.