Участники рабочей группы Минсельхоза, под руководством замминистра Александра Петрикова получили первый раз текст законопроекта о производстве экологически чистой органической сельскохозяйственной продукции, о внесении изменений в законодательные акты РФ

212

Закон об «Эко-продукции»

Участники рабочей группы Минсельхоза, под руководством замминистра Александра Петрикова получили первый раз текст законопроекта о производстве экологически чистой органической сельскохозяйственной продукции, о внесении изменений в законодательные акты РФ.

Помимо того, что данный законопроект вводит понятие экологически чистой органической сельхоз продукции, предлагаются меры государственной поддержки и регулирования производства био-продукции.

Предполагается, что будут вноситься изменения в закон «О качестве безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании», в закон «О землеустройстве», в статью 284 Гражданского кодекса, в Земельный кодекс, в закон о государственной поддержке в сфере с/х страхования, в федеральный закон о развитии сельского хозяйства. Кроме того, по предложению Национального союза защиты прав потребителей, в закон «О торговле», в закон «О защите прав потребителей», и, возможно, в Налоговый кодекс.

Текст, подготовленный Минсельхозом, взят за основу, и к следующему заседанию, которое состоится 21 сентября, члены рабочей группы должны будут выдвинуть конкретные предложения по изменению статей законопроекта. Русский Запад опросил экспертов, которые вошли в рабочую группу по доработке текста законопроекта:

БИО ИЛИ НЕ БИО

О. Ч.: Законопроект о биопродукции еще требует значительной и детальной проработки.

Пока в законе есть фраза о том, что пищевые продукты будут маркироваться «экологически чистые», «био», «органик», будет допускаться использование только от такого сырья, на который будет сертификат соответствия требованиям производства экологически чистой сельхозпродукции.

С тем, чтобы конкретнее определить, как выявить био продукцию или не био, за основу решили взять зарубежную и в частности максимально строгую европейскую систему сертификации экологически чистой продукции.

Сейчас уществуют европейские, американские, японские стандарты на органические продукты. Но степень присутствия био-составляющей в конечном продукте рознится. Максимально строгое отношение к биопродукции в Европе. Лоббисты из России, желающие поставить на своей продукции логотип «био» будут, конечно, склоняться к американской системе сертификации, в ней узаконены даже ГМО.

В любом случае, если не будет введено специального регулирования по обороту органических продуктов в России, в а законе, как сейчас, просто будут даны установочные, рамочные понятия, что такое органические продукты, без указания, что это должно соответствовать определенным стандартам, то законопроект окажется мертворожденным.

ВТО И ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

Павел Шапкин: Стандарты совершенно четко придется гармонизировать с европейскими стандартами. Чего нету – допишем. Законопроект также должен затрагивать сферу отраслевых технических регламентов (регламент на молочную продукцию, мясную продукцию, соковую, масло-жировую продукцию). Также в РФ есть еще техрегламент на упаковку, в него, наверное, тоже стоит внести изменения.

С учетом того, что сейчас российские техрегламенты отменяются и собираются вводить регламенты Таможенного союза, не очень понятная судьба законопроекта о биопродукции и других подобных законов, повышающих качество продукции. По хорошему, он должен касаться всего Таможенного союза, следовательно его ждет межгосударственное согласование .

Если же регулирование биопродукции будет касаться только россиян, то скорее всего, его все равно придется согласовывать его в рамках комиссии Таможенного союза, так как у нас открыты границы перемещения товаров и новый закон затрагивает различные законодательные акты.

Помимо того, что продукция производится, она еще и импортируется из РФ. Если не будет каких-то требований, которые касаются ритейла, то получается, что закон будет пустой и рамочный.

ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВОМ

ОЧ: В законе определены меры государственной поддержки производства этой продукции. Она будет, в частности, заключаться в разработке федеральных и местных целевых программ, обеспечении доступности кредитов направленных на производство экологически чистой продукции, страховании рисков.

Возможно также введение значительного подспорья сельхозпроизводителям – дотации, связанной с производством биопродукции. Рабочая группа размышляет, каким образом и в зависимости от чего будут выплачиваться деньги: в зависимости от того, что производится на конкретной земле (с площади биоземли), либо дотация будет производиться с тонны определенной продукции (молоко, зерно и т.п.).

Павел Шапкин: Конечно, должны быть налоговые меры, чисто фискальные, помимо всего прочего, чтобы стимулировалось производство экологически-чистых продуктов, или просто органических.

Производители не любят это слово «экологически чистые», но нужно закон развернуть в сторону потребителя. Производителям должно быть не выгодно производить продукты со всякими пестицидами, напичканные антибиотиками, физрастворами, и так далее.

ОЧ: К сожалению, также пока в законе ни слова не сказано о поддержке государством рынков сбыта органической продукции.

НЕ ПОВТОРЯТЬ ОПЫТ ГМО

Кроме того, что кому-то будет запрещено, кому-то разрешено использовать понятие «био» или «органический продукт» на упаковке, многие производители обойдут его тут же, как только появится такое понятие или определение.

Вспомним, когда приняли закон, касающийся ГМО, сначала норма работала. По закону «О защите прав потребителей» нужно было указывать информацию о генетически-модифицированных компонентах, которые находятся в продуктах питания.

А затем норму закона так исправили, что в итоге получилась абра-кадабра, которая свела на нет всю идею выявления ГМО в продуктах. И самые махровые производители модифицированной сои, и белка, смогли по закону вообще ничего не писать. И в итоге редкие единицы наших производителей только по собсвенному желанию пишут или не пишут надпись: «не содержит ГМО».

Не хотелось бы, чтобы такая же судьба постигла закон о «био», поэтому его надо наполнить реальной жизнью.

СРОКИ НАСТУПЛЕНИЯ БИО ЭРЫ

Не ясно, когда закон вступит в силу. Пока на месте даты вступления стоят три точки. Замминистра сельского хозяйства Александр Петриков сообщил на заседании, что он призывает экспертное сообщество активно принять участие в разработке базового закона «О био-продукции». Он не поставил конкретных сроков для внесения новых идей и поправок в законопроект. Скорее всего, на поправки экспертов отведут месяц-два. Затем согласование поминистерствам и ведомствам, а это Минэкономразвития и Минфин. Затем – рассмотрение в Правительстве. Если все пойдет хорошо, то законопроект будет внесен в Госдуму после Нового года.

Однако, если закон будет распространяться на всех членов Таможенного Союза, а не только на Россию, то придется учитывать еще и интересы Таможенного Союза. И тогда и без того небыстрая процедура согласования совсем затянется.

Законопроект «О производстве экологически чистой (органической) сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации»