Черная и красная икра являются продуктами – «визитками» нашей страны. Икра не только создает ощущение праздника и приобретается для важных событий, но и экспортный товар, формирующий образ России на внешних рынках. В связи с этим вопрос качества – самый главный.
Для проведения мониторинга качества по итогам многочисленных обращений потребителей Национальный союз защиты прав потребителей совершил закупку образцов икры и провел лабораторные исследования ее качества и состава. Икра была закуплена в магазинах «Пятерочка», «Лента», «Дикси», «Ашан», «Перекресток», «Верный» и направлена на исследование в испытательную лабораторию подведомственного Россельхознадзору Национального центра безопасности продукции водного промысла и аквакультуры.
Проверки показали, что около 80% объема всей реализуемой в Российской Федерации крупнейшими сетевыми магазинами красной икры продается с серьезными нарушениями и небезопасно для потребителей.
Лабораторные исследования выявили, что в 70% образцов от 5 до 36 раз превышено допустимое содержание мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов или общая бактериальная обсемененность (показатель КМАФАнМ). Увеличение КМАФАнМ свидетельствует о размножении микроорганизмов, в числе которых могут оказаться патогены и микроорганизмы, вызывающие порчу продукта. Высокое содержание КМАФАнМ может вызвать пищевое отравление с признаками диареи, гастроэнтерита. В наибольшей степени восприимчивы к этому дети раннего возраста, пожилые и ослабленные люди.
Большое количество КМАФАнМ чаще всего свидетельствует о нарушениях санитарных правил и технологического режима изготовления икры. Следует отметить, что ни сроки, ни температурные режимы хранения для данного вида продукции не были нарушены торговыми предприятиями. Вся реализуемая продукция находилась в момент закупки в холодильниках.
В 20% образцов выявлен кислый запах от икры, что, к сожалению, только подтверждает возможность пищевого отравления данной продукцией.
В 10% образцов выявлено несоответствие ДНК, заявленному на потребительской таре виду икры: то есть один вид икры заменен на другой, вероятно более дешевый. В так называемом икорном рыбном изделии «Икра отборная»», составе которого заявлена «икра лососевая структурированная» с добавлением икры зернистой горбуши, ДНК рыб вида горбуши вообще не обнаружено. Однако выявлено 30-кратное превышение порога бактериальной обсемененности, полтора десятка различных добавок: красителей, стабилизаторов, антиокислителей, консервантов, загустителей, агент антислеживающий и т.п., а также производное синильной кислоты – ферроцианид калия (Е 536).
В 40% реализуемой крупнейшими сетевыми супермаркетами икры обнаружены бактерии группы кишечной палочки (БГКП). БГКП в пищевых продуктах свидетельствует об их фекальном загрязнении. БГКП еще называют «болезнью грязных рук». Данные бактерии могут попадать в продукты из воды, с оборудования, рук рабочего персонала и из других источников. Вызывают желудочно-кишечные заболевания. Наихудшее осложнение — опасный для жизни гемолитико-уремический синдром (ГУС) с поражением почек. Наиболее опасен для детей.
В 20% проверенной продукции выявлен запрещенный консервант уротропин (Е-239). Известно, что уротропин способствует возникновению раковых опухолей, аллергических реакций. Через 1,5-2 месяца хранения (при температуре 2-6 °С) уротропин полностью превращается в формальдегид (формалин) – быстродействующий клеточный яд. Накапливаясь, он способен поражать нервную систему, печень и почки, а также оказывать отрицательное воздействие на глаза. С 01 июля 2009 года уротропин был исключен из перечня пищевых добавок («Дополнения и изменения N 1 к СанПиН 2.3.2.1293—03 «Гигиенические требования к применению пищевых добавок»), соответственно его использование в качестве консерванта для икорной продукции на территории РФ запрещено.
Учитывая вышеизложенное, НСЗПП просит председателя Правительства РФ:
1 Дать поручение Россельхознадзору и Роспотребнадзору усилить надзор над производством и реализацией красной икры, включая надзор за соблюдением санитарных норм. Провести внеплановые проверки организаций, производящих икорную продукцию с нарушением установленных требований.
2 Дать поручение Минпромторгу совместно с Минэкономразвития, отраслевыми объединениями компаний розничной торговли выработать план мер по исключению возможности дальнейшей реализации небезопасной икорной продукции.
3. Дать поручение Минпромторгу совместно с заинтересованными организациями и ведомствами проработать вопрос о скорейшем включении красной икры в перечень продукции, подлежащей маркировке средствами идентификации при условии соблюдения производителями установленных требований.