
Еще один важный аспект, касающийся утилизации продукции. В Законе «О качестве безопасности пищевых продуктов» раньше говорилось о том, что продукция, маркировка которой не соответствует требованиям безопасности, подлежит уничтожению. Однако не был определен его процесс: было непонятно, кто должен принять решение об утилизации, кто подпишет документ, кто доставит «некондицию» к месту утилизации. Теперь в статье «Требования к процессу утилизации» четко оговорен ее порядок. Выполнить который должен сам владелец предприятия, допустивший нарушение закона, по предписанию уполномоченного органа. Он несет за это ответственность и в результате предъявляет в надзорные органы документ, подтверждающий факт утилизации. Вот такое простое решение давней и сложной проблемы.
Маркировка расскажет всю правдуОтдельной темы заслуживают изменения в требованиях к маркировке пищевой продукции. Она теперь регламентируется техническим регламентом «О безопасности продукции».– Ведь маркировка на упаковке – это и есть не что иное, как информация для потребителей. Вся продукция, произведенная на территории Таможенного союза, будет маркироваться другим знаком обращения на рынке, – уточняет Валентина Севостьянова. Во время летнего рейда по вологодским супермаркетам («Красный Север» писал об этом в номере от 30 мая 2012 года) наш корреспондент вместе со специалистами Центра сертификации обнаружил фасованный прямо в магазине товар без информации. Новые изменения в законе это категорически запрещают.В техническом регламенте четко прописано, что должно быть на маркировке, как должен указываться срок годности.При фасовке пищевой продукции самими организациями розничной торговли в отсутствии потребителя на упаковке или прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны:• наименование продукции;• дата изготовления;• срок годности;• условия хранения;• полный состав продукта.– Поэтому предприятиям торговли нужно срочно подготовиться и определиться, каким путем они пойдут: сами найдут технические возможности надлежащего оформления этикеток или вообще откажутся от фасовки, решив принимать только товар, упакованный производственным способом, обозначив в договорах с поставщиками обязательное соблюдение этих условий, – отмечает наш эксперт. – Но, подчеркиваю, в любом случае продукция должна быть упакована только с маркировкой. Таким образом, данный технический регламент уравнял в ответственности за предоставление информации производителей и продавцов.Еще одно новое требование – маркировка пищевой продукции не должна содержать изображение пищевой продукции, которой на самом деле нет в продукте. К примеру, на мороженом изображены орехи фундука, на самом же деле начинка арахисовая. Это будет считаться нарушением.Если на маркировке – изображение готового блюда, то должен предлагаться вариант его приготовления.Еще одно новое требование к упаковке и к маркировке, на которое потребители все чаще стали обращать внимание – это сведения об энергетической ценности пищевой продукции. Если раньше она обозначалась в калориях и в килокалориях, то теперь к ним прибавятся еще и джоули.Изучать этот технический регламент необходимо очень внимательно, для этого и установлен переходный период. Производители должны подготовиться к грядущим изменениям, чтобы потом, когда документы вступят в действие, не выкладывать в спешке огромные суммы на заказ новых этикеток. Еще раз напомню, что до 15 февраля 2013 года можно работать по прежним стандартам и старая маркировка может спокойно «гулять» до этого времени, – поясняет Валентина Севостьянова.– Но что делать, если продукция была упакована не на месте ее производства, а, к примеру, торгующей организацией?– Теперь по правилам Таможенного союза она должна содержать информацию об изготовителе. Поясню на примере. Нередко приходится видеть в местных супермаркетах гречу, рис, пшено вологодского производства. Всем понятно, что крупа выращена не в Вологде и местное предприятие не является ее непосредственным изготовителем. На мой взгляд, это изменение потребителю ничего не дает. Ему неинтересно знать, краснодарская крупа или воронежская, лишь бы она была хорошего качества и безопасна для здоровья. А вот изготовителю это создаст определенные проблемы, так как заставит его либо иметь несколько видов маркировки, а это немалые деньги, либо загонит в рамки заключения договоров с одним и тем же поставщиком и лишит выбора в цене и качестве.А другое требование для пищевых продуктов, содержащих красители, можно считать правомерным. Как известно, применение определенных видов красителей (существует их специальный перечень) разрешено СанПиНом. Но вместе с тем новый технический регламент предупреждает: если продукция имеет в своем составе подобные ингредиенты, изготовитель должен нанести предупреждающую надпись: продукт содержит такой-то краситель, вызывающий отрицательное влияние на активность и внимание детей.– Нововведния в части маркировки продукции касаются и предприятий общественного питания, хотя их собственники заявляют, что «мы оказываем услуги, а не продаем товар, поэтому новые требования на нас не распространяются».– Давайте вновь обратимся к Закону «О качестве и безопасности пищевой продукции». Он гласит, что вся продукция, реализуемая в розничной торговой сети, должна иметь подтверждение соответствия в виде декларирования и нанесения соответствующей маркировки. И нигде не говорится, что продукция общественного питания к этой категории не относится. Декларируется лишь та продукция общественного питания, которая подлежит употреблению на месте производства. Проще говоря, если клиент пришел в бар, ресторан, столовую и ему подали кушанье, то маркировка на него не должна предоставляться. А вот полуфабрикаты, салаты, пицца, которые предлагаются ему в отделе кулинарии, уже должны содержать информацию о сроках годности, где, когда и из чего они произведены. Таким образом, законодатели хотят уравнять в обязательствах серийного изготовителя продукции и общественное питание. Если вы выпускаете большой объем пищевой продукции, считают они, то будьте добры соответствовать требованиям, предъявляемым к ее качеству и маркировке.Словом, изменений ожидается много. И это уже не проекты, а утвержденные Правительством России нормативно-правовые документы, которые начнут действовать в определенные сроки на всей территории Таможенного союза. Обратного пути нет, и предприятия должны хорошо понимать, к чему им следует готовиться. В связи с этим специалисты департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области планируют проведение семинара, где постараются дать разъяснения на данную тему и ответят на вопросы.
krassever.ru