Национальный союз защиты прав потребителей предлагает перенести уплату экологического сбора с производителей на розницу

153

Национальный союз защиты прав потребителей обратился с письмом к председателю правительства России Д.А. Медведеву с предложением рассмотреть законопроект, предусматривающий перенос уплаты экологического сбора с производителей на розницу.

Текст обращения:

Менее чем в 500 метрах от открытого водоканала, по которому подается в Москву, Мытищи, Люберцы и Реутов питьевая вода, непосредственно в водооохранной зоне водоканала, на 16 га раскинулся огромный полигон твердых бытовых отходов с самыми высокими классами опасности и станция сортировки мусора. Полигон в поселке Каргашино находится на территории городского поселения Мытищи Московской области. Характерное зловоние разносится на десятки километров вокруг в зависимости направления ветра. Глубина залегания грунтовых вод под полигоном согласно технической документации от 2 до 5 м. Полигон представляет бактериологическую и химическую угрозу миллионам людей. И будет представлять еще сотни лет даже после закрытия.
Проблема бытовых отходов комплексная и ее решать нельзя сжиганием мусора (так как это отравляет окружающую среду, в частности выделяется диоксин, зола заливается в бетон и зарывается в землю, где размывается грунтовыми водами). Идеальных технологий сжигания мусора, полностью исключающих выброс диоксина и иных ядов в атмосферу, не существует. Несмотря на то, что пластик (особенно полиэтилентерефталат) подлежит дальнейшей переработке, в битом стекле нуждаются стеклозаводы, металлы и мукулатура являются ценным сырьем, большинство отходов закатываются в огромные полигоны. Все они, как правило, загрязнены разлагающимися остатками пищи. Сортировка мусора на станциях сортировки приводит к тому, что болезнетворные бактерии разносятся на значительные расстояния. Раздельный сбор мусора при помощи специальных контейнеров не дает эффекта в России.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации Постановлением № 284 от 09.04.2016 года «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» утвердило ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.
Ставка экологического сбора на изделия пластиковой упаковки установлена в размере 3 844 рублей за 1 тонну, ставка на стеклотару установлена в размере 2 564 рубля за 1 тонну, на тару металлическую легкую установлена в размере 2423 рубля за 1 тонну. Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.
Статья 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” (далее – Закон) устанавливает обязанность производителей, импортеров товаров обеспечить утилизацию установленного количества отходов, образуемых в результате утраты указанными товарами, в том числе упаковки товаров, потребительских свойств. Определение количества отходов, образованных в результате утраты указанными товарами, в том числе упаковки товаров, потребительских свойств, осуществляется посредством установления норматива утилизации отходов от использования товаров. Нормативы утилизации отходов от использования товаров утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р.
Согласно ч. 7 ст. 24.2 Закона производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены ст. 24.5 Закона. В частности, нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2017 год утверждены для бумаги картона в размере 10%, для пластиковой упаковки – 10-15%, стекла – 15%, для металлической тары – 30%.
Экологический сбор на производителей и импортеров потребительских товаров представляет дополнительную финансовую нагрузку на них, увеличивает стоимость для конечного покупателя, но не решает проблему загрязнения окружающей среды и использования вторсырья. Как правило, производители потребительских товаров не имеют технической возможности организовать прием использованной тары.
Предлагаю перенести обязанность по уплате экологического сбора на розничное звено.
Большие сетевые магазины могли бы организовать прием вторсырья в незагрязненном пищевыми отходами виде (пластик, металлы, мукулатуру, стекло), стимулируя его скидками на потребительские товары, и таким образом экономя на уплате экологического сбора. Небольшие магазины, не способные организовать прием вторсырья, просто должны уплачивать экологический сбор.
Пластик, мукулатура, стекло и металлы являются ценным вторсырьем, подлежащим дальнейшему использованию. Особенно ПЭТ (полиэтилентерефталат), который практически полностью можно использовать в дорожном строительстве, повышая устойчивость дорожного покрытия. Магазины могли бы легко хранить пластик, спрессовывая его. Вместе с тем захоронение или сжигание пластика крайне негативно влияют на экологическую обстановку. Стеклозаводы нуждаются во вторсырье. Если в Европе в среднем для изготовления стекла бой стекла используется на 25%, то в России – менее 10%. Неоправданно изнашиваются стеклоплавильные печи.
Перенос уплаты экологического сбора на розничную торговлю позволит организовать сбор и дальнейшую переработку отходов и снизит стоимость потребительских товаров.

Прошу дать поручение Министерству промышленности и торговли, Минприроды и Министерству здравоохранения рассмотреть данное предложение.

С уважением, Председатель Союза Шапкин П.С.