В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» Правительство определило перечень видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия из ряда стран, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации.
Необходимость замены части ассортимента импортных продовольственных товаров на полках магазинов может привести к увеличению спроса на продукцию российского агропромышленного комплекса. Однако, существует опасность и роста доли низкокачественной и фальсифицированной продукции на рынке (учитывая сохраняющуюся возможность импорта растительных жиров и других ингредиентов, используемых для снижения себестоимости). Актуален вопрос организации действенного контроля качества и безопасности пищевой продукции, реализуемой потребителям.
Многие продукты питания, реализуемые населению, содержат антибиотики (в том числе, ДНК-тропные), консерванты, глутамат натрия, пестициды, полученные с помощью ГМО компоненты, диоксид серы, транс-жиры, растительные жиры, упакованы в небезопасную упаковку и многое другое.
Следствием потребления низкокачественной пищи является широкая распространенность аллергических заболеваний, снижение иммунитета, развитие хронических заболеваний. Самым распространенным магазином в стране является аптека. Особые опасения вызывает возможность отдаленного влияния на генофонд нации и непредсказуемые последствия для будущих поколений.
В связи со вступлением России в ВТО на протяжении последних лет рынок значительно «либерализовался». Например, отменена обязательная сертификация продуктов питания. Поставщикам продуктов питания для доступа на рынок достаточно получить так называемую «декларацию соответствия», которую без должной проверки выдают тысячи коммерческих структур. Эффективность контрольной работы Роспотребнадзора недостаточная. По сути, потребитель остался «один на один» с производителями низкокачественной пищевой продукции.
Возможность получения потребителем информации о составе продуктов питания крайне затруднена. Большинство надписей на упаковке наносится шрифтом, непригодным для прочтения. Информация о генно-модифицированных компонентах в продуктах питания не доводится вообще из-за «уточнения» в 2007 году формулировки соответствующей нормы закона «О защите прав потребителей». Информирование потребителей о содержании антибиотиков, пестицидов, диоксида серы не предусмотрено действующим законодательством. Не дается разъяснений по поводу влияния на организм человека транс-жиров, растительных жиров, глутамата натрия.
Принятые технические регламенты допускают наличие антибиотиков и многих иных вредных веществ в молочной и мясной продукции. Причем, регламентировано содержание только некоторых из них. Что не запрещено – то разрешено без ограничений.
В ситуации постоянного ценового и иного давления со стороны ритейла на производителей продуктов питания, ухудшения экономической ситуации, неосведомленности потребителей, многие поставщики имеют полную возможность экономить не только на качестве, но и на безопасности продуктовых товаров. В погоне за сиюминутной прибылью многие производители применяют различные методы снижения себестоимости продукции. Кроме того, использование антибиотиков и консервантов увеличивает срок хранения пищевой продукции. Это удобно и выгодно всем, кроме потребителей. В таких условиях производители натуральных и качественных (и скоропортящихся) продуктов питания не могут конкурировать с ценовым демпингом производителей фальсифицированных продукции и, кроме того, лишены возможности поставлять их в торговые сети.
Мало-информированные потребители зачастую не способны отличить качественные продукты от широко представленных, разрекламированных низкокачественных продуктов в привлекательной яркой упаковке. При этом фальсификаторы, не стесняясь, могут использовать в названиях брендов слова: «ферма», «натуральный», «природа», «сделано с любовью», «детский», «эко-продукт» и тому подобные, – окончательно дезориентируя потребителя.
Качество жизни российских граждан напрямую зависит от информирования о составе продуктов питания и опасности, которую может нести этот состав, а также от организации контроля над качеством и безопасностью. Чем эффективнее контроль качества и борьба с фальсификатом, тем большую нишу на рынке займет качественная продукция.
Учитывая вышеизложенное, Национальный союз защиты прав потребителей намерен в ближайшее время организовать ряд совещаний с участием представителей торговых организаций, фермерских хозяйств, предприятий агропромышленного комплекса, представителей Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Министерства экономического развития, Минсельхоза, ФТС, представителей органов власти субъектов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей СМИ для поиска путей решения проблем реализации качественной продукции на рынке продовольственных товаров.