Национальный союз защиты прав потребителей обратился с письмом к Председателю Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству И.Н. Руденскому в связи с внесением Правительством Российской Федерации законопроекта № 599852-6 “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за несоблюдение требований к маркировке пищевой продукции”. Законопроект вводит административную ответственность за нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением ГМО или содержащей ГМО. Однако, для реализации данной меры требуется также внесение изменения в федеральный закон «О защите прав потребителей».
В настоящее время российские потребители лишены права на информацию о содержании в пищевых продуктах компонентов, полученных с применением ГМО. Такая ситуация сложилась из-за искаженной формулировки пункта 2 статьи 10 федерального закона № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей».
Для того, чтобы объяснить смысл искажения нормы закона, необходимо изложить историю вопроса.
В соответствии с федеральным законом от 21.12.2004 № 171-ФЗ статья 10 (информация о товарах) федерального закона 2300-1 от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» была дополнена требованием, что информация о продуктах питания в обязательном порядке должна содержать сведения о составе, в том числе:
«о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов».
Генно-модифицированный организм (ГМО) – организм, генотип которого был изменен с помощью методов генной инженерии. Генно-модифицированные растения или ткани генно-модифицированных животных являются генно-модифицированными источниками (ГМИ) пищевых продуктов, если используются в качестве сырья для их приготовления.
Ни среди специалистов, ни в обществе нет однозначного отношения к генно-модифицированным источникам пищевых продуктов. Существует масса обоснованных опасений по поводу влияния потребления генно-модифицированных продуктов на здоровье человека и его генофонд.
Требование принятого в 2004 г. закона служило реализации одного из базовых принципов прав потребителей «права на информацию» и являлось дисциплинирующим фактором для производителей пищевых продуктов. Производители имели право указывать на потребительской упаковке «не содержит ГМИ», либо «не содержит компонентов, полученных с применением ГМО», только после серьезной проверки поставщиков сырья. Стали оборудоваться лаборатории для проверки продуктов на содержание компонентов полученных с применением ГМО. Однако, появилась проблема регламентации нижнего порога (процентного содержания) компонентов продукта, начиная с которого производитель обязан маркировать потребительскую упаковку.
Основной метод определения содержания ГМИ в пищевых продуктах – это полимеразная цепная реакция. Точность определения современных методов составляет 0.9%. Однако, если используется полуфабрикат, например, соевый белок, то точное содержание его по ДНК определить невозможно. Количество генно-модифицированных компонентов в этом случае можно определить только проведя тщательный анализ поставщиков сырья, в том числе и по документам на сырье.
17.05.2006 депутаты П.А. Медведев, Ю.Г. Медведев и П.Б. Шелищ, внесли в Государственную Думу законопроект № 299779-4, вносящий изменения в закон «О защите прав потребителей». Ко второму чтению данного законопроекта депутаты Ю.Г.Медведев, П.Б.Шелищ внесли следующую поправку: в пункте 2 статьи 10 закона:
«абзац третий после слов «генно-инженерно-модифицированных организмов» дополнить словами «свыше уровня, установленного законодательством Российской Федерации о техническом регулировании»; далее по тексту».
Данная поправка была поддержана профильным Комитетом, и текст законопроекта с такой формулировкой Государственная Дума приняла в трех чтениях 8 июня 2007 года. Однако, Совет Федерации 22 июня 2007 года отклонил законопроект с предложением создать согласительную комиссию. Поводом для отклонения стала указанная формулировка пункта 2 статьи 10 закона. Комитет по экономической политике Совета Федерации указал в своем заключении, что ввиду отсутствия соответствующих технических регламентов указанное положение допускает продажу пищевых продуктов, содержащие компоненты, полученные с применением ГМО, без информирования об этом потребителя. 4 июля 2007 г. согласительная комиссия была создана. От Госдумы в нее вошли Ю.Г.Медведев, П.Б.Шелищ, А.В. Чуев. К 10 октября 2007 года согласительная комиссия пришла к следующей формулировке:
информация о пищевых продуктах в обязательном порядке должна содержать сведения о составе, в том числе:
«о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента».
То есть, после искажения смысла нормы, принятой в 2004 году, никакие продукты питания уже не должны сопровождаться надписью о ГМО или ГМИ. Самих генно-модифицированных организмов, как таковых, быть не может ни в каком пищевом продукте, полученном из генно-модифицированного источника.
Генно-модифицированный организм, например, картофель, подразумевает растение, состоящее из листьев, веток, корней, клубней, плодов. Однако, для приготовления пищевых продуктов используются только клубни – генно-модифицированный источник для пищевых продуктов. Либо – в продаже находится не сам генно-модифицированный организм, а только его часть. Соя – растение, организм. Для приготовления пищевых продуктов используются ее семена бобы, а еще чаще соевый белок – продукт переработки соевых бобов.
25 октября 2007 года федеральным законом № 234-ФЗ поправки в закон «О защите прав потребителей» были приняты. В настоящее время действует данная искаженная норма.
Как следствие – сейчас, практически, невозможно в ритейле встретить продукцию с информацией о содержании ГМИ или о ГМО.
Подобная ситуация недопустима. Следует внести поправки в статью 10 федерального закона 2300-1 от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», а именно внести в абзац третий пункта 2 статьи 10 следующее изменение:
слова «информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента»
заменить словами:
«информация о наличии в пищевых продуктах компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных компонентов составляет более девяти десятых процента».