Более 50% российского населения уверены: их права в финансовых вопросах не защищены в достаточной мере. При этом подавляющее большинство опрошенных (91%) признались, что не знают, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). Исследование было проведено в июне 2012 года, было опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России.
Так, по данным НАФИ, защищенными на финансовом рынке чувствуют себя чуть более трети россиян (38%). Из них всего 4% отмечают, что полностью защищены. И наиболее оптимистична – молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. Примечательно, что каждый десятый не смог определить, насколько защищены его права как потребителя финансовых услуг.
Согласно материалам НАФИ, не более 9% населения знают, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке. “Чуть более просвещенными оказались россияне в возрасте от 25 до 34 лет. Остальные признались, что не ориентируются в данной проблеме”, – говорится в исследовании.
Большинство отметивших свою информированность в вопросах защиты прав потребителей правильно называют организации, уполномоченные оказывать поддержку в этой области. К ним относятся Роспотребнадзор и Общество защиты прав потребителей. “Помимо этого россияне считают, что права потребителей на финансовом рынке защищают и такие государственные органы, как суды, прокуратура, полиция. Некоторые наделяют функциями защиты потребителей страховые компании, трудовую инспекцию или профсоюзы. Изредка россияне ждут поддержки и защиты своих прав от самого банка, коллекторов или омбудсмена”, – говорится в релизе НАФИ.
Жители двух столиц ощущают себя наиболее защищенными (57% против 38% в целом по России) и максимально информированными в вопросах защиты прав потребителей финансовых услуг (20% против 9% по стране).
“Результаты исследования показали низкий уровень информированности россиян об институтах, защищающих их права, а также высокую степень неуверенности и незащищенности на рынке финансовых услуг. Данная ситуация говорит о неэффективности сложившейся системы защиты прав потребителей финансовых услуг и острой необходимости ее совершенствования. Очевидно, что данная область чрезвычайно важна для дальнейшего развития рынка финансовых услуг, т.к. повышает доверие потребителей к финансовой системе, способствует прозрачности и стабильности финансовых рынков”, – комментирует материалы исследования Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ.
Денис Демин , начальник аналитического управления ИК БФА уверен, регулирование финсектора в РФ является довольно строгим даже на фоне некоторых стран Европы. “В последние годы, пожалуй, не возникало крупных проблем, связанных с проблемами вкладчиков какого-либо банка, и даже отзыв у кредитного учреждения лицензии не мешает вкладчикам вернуть свои деньги в рамках страховых сумм. Достаточно и инстанций, через которые можно воздействовать на финансовые организации, оказывающие некачественные услуги: это и Роспотребнадзор, и ФАС, и ФСФР“, – говорит Деним Демин. По мнению, проблема скорее лежит в плоскости недостаточного опыта граждан в использовании финансовых услуг: зачастую они не могут или не хотят разбираться в нюансах финансовых продуктов и услуг, проявляют недостаточную дисциплинированность в использовании и обслуживании кредитов, не углубляются в содержание договоров, которые подписывают, недостаточно активно защищают свои права как потребителей.
“Такие данные исследования связаны с низкой финансовой грамотностью у населения. Когда человек не знает, что делать, у него возникают подобные опасения. Сейчас население, как никогда защищено”, – полагает Игорь Кирилловых, предпралвения Балтинвестбанка. По его мнению, необходмио повышать финансовую грамотность населения банкам и государству. В частности, сейчас Ассоциация банков Северо-Запада готовит специальный справочник по повышению финграмотности клиентов банков.