
Постоянный рост численности населения на нашей планете увеличивает масштабность и интенсивность использования ее сырьевых ресурсов. 20 августа 2011 года ученые зафиксировали (определили) как рубеж необратимого перехода человечества в эпоху не восполнения планетой потребностей в жизнеобеспечивающих ресурсах. Постоянный рост дефицита сырья существенно изменяет структуру потребительского рынка, стимулирует выпуск нслудекачественной и фальсифицированной продукции. От сокращения в обороте фальсификата зависит здоровье и долголетие людей.
Формирующаяся современная научная картина мира включает в себя прежде всего достижения технических наук, которые в настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Именно научно-технический прогресс, определяет качественно новое состояние жизни общества и человечества в целом.
В настоящее время, как никогда необходима мобилизация интеллектуальных ресурсов для понимания судеб человечества, дальнейшая кристаллизация знаний, методов сомнений и поиска наиболее продуманных и универсальных ответов на те вопросы, которые ставит человечество.
Только комплексный продуманный подход к решениям важнейших проблем человечества и нашего государства позволит обеспечить полноценное комплексное развитие, как самого человека, так и общества в целом. От решения этой проблемы зависит здоровье и долголетие людей, предупреждение болезней и избавление от них, и как следствие активное участие в прогрессивном развитии своей Родины.
Стратегия целостного подхода к личности человека в настоящее время является приоритетной в политике государств в связи с общим повышением интереса к его личности, вызванного глубочайшими общественными процессами в большинстве стран мира, в том числе и в Российской Федерации.
Именно по этому в основе Конституции Российской Федерации лежат монументальные общечеловеческие ценности. Высшей ценностью является – Человек.
Политика России, согласно Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие Человека, прежде всего охрану его здоровья.
Согласно Конституции Российской Федерации здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия.
Доминирующей составляющей (показателем) в здоровье человека является его физическое здоровье, определяемое в своей основе существующей в период всего жизненного цикла, и особенно в период биологического роста, структурой питания.
Ученым давно известно воздействие неправильного питания, на рост заболеваемости и смертности человека. Состояние здоровья человека до 80 % определяется структурой его питания, и 85 % всех токсичных веществ, попадающих в организм человека, в том числе и влияющих на его наследственность, потребляются с пищей и водой.
Результат – необузданные темпы роста основного заболевания человечества –микроэлементоза, базиса большей части заболеваний человека.
Микроэлементозы – болезни, вызванные нарушением содержания в организме человека необходимых химически элементов.
Динамика развития микроэлементозов включает в себя следующие этапы: усталость, головная боль, аллергия, застои и отложения (киста, опухоль, полипы, камни), деформация органов (атеросклероз, ревматизм, полиартрит, цирроз), развитие параличей, разложение клеток и органов (онкология).
Российско-германский эксперимент 2006 – 2008 годов по исключению из рациона питания животных (козы) только одного из микроэлементов привел в конечном итоге к 100% онкологии всех подопытных.
Главный источник, приводящий к заболеваниям микроэлементозом – «мусорная еда» и недополучение организмом человека при скудном или неправильном рационе питания необходимых микроэлементов и витаминов. В период развития ребенка или молодого человека потребляющих «мусорную еду» существенно сдерживается так же и развитие их иммунной системы.
По данным Минздравсоцразвития России, общая заболеваемость детей до 14 лет в России с 1996 года возросла на 14,5%, подростков в Москве на 34,6%. Менее 10% московских школьников можно считать условно здоровыми, из-за низкого качества продуктов питания (большой процент контрафакта и фальсификата).
Контрафактными являются – товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.
Фальсифицированными являются товары (продукция) полученные в результате действий, направленных на обман покупателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.
Причины, ведущие к росту на рынке объемов фальсификата – высокая доходность и незначительная мера ответственности нелегальных производителей.
Потребитель не приемлет приобретение фальсифицированной продукции. Производитель допускает возможность реализации потребителю фальсифицированной продукции. Потребитель без наличия достоверной информации о товаре будет обманут и не готов этому противостоять, а производитель при обмане потребителя другими производителями не дополучит денежные средства от сокращенных объемов реализуемой своей продукции.
Основным нормативным актом, ориентированным на оптимизацию процессов взаимодействия государства, бизнеса и потребителя является федеральный закон «О техническом регулировании».
Именно техническое регулирование – это вид экономической политики, который направлен, прежде всего, на устранение изъянов рынка, связанных с неравномерным распределением информации между его участниками и снятие различно уровня барьеров мешающих оптимизации взаимоотношений потребителя с производителем. Техническое регулирование является сложным, дорогостоящим процессом (приложение 6), продолжительным во времени реализации, но жизненно важным для обеспечения комплексной безопасности страны и каждого конкретного ее жителя.
Основной ролью государства в обеспечении технического регулирования должно является установление и обеспечение приемлемых уровней рисков, связанных с производством, обращением и использованием продукции.
Однако:
- Следует отметить, что документы по техническому регулированию, включающие в себя обязательные требования, должны соответствовать уровню научного и материально-технического развития страны, национальной экономики. Однако механизм разработки актуальных в настоящее время базовых критериев создания технических регламентов не определен. Как следствие с интенсивным ростом нововирусных образований при отравлениях детей в более чем 40 % случаев не удается определить истинную причину отравления и принять действенные меры и т д.
- Желаемого снятия административных барьеров в должной мере не достигнуто. Так, в статье 28 закона «Заявитель обязан приостановить производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия (именно прошла), и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решения (или просто мнения) органов государственного контроля (надзора)…» и так далее. Возможно при согласовании текста закона после слова «прошла» потеряли или целенаправленно исключили слово «процедуру» («прошла процедуру подтверждения соответствия»). В итоге закон позволяет чиновнику приостанавливать производство любой продукции по своему решению.
- Формирование потребительтского контента и его пертинентность, применительно к результатам добровольной сертификации ни коим образом в законе не отражены. Производитель будет развивать добровольную сертификацию, если потребитель начнет использовать ее результаты, потребитель будет руководствоваться этими данными при их доступности и достоверности.
Так по данным социологического опроса, ежегодно проводимого Союзом потребителей Российской Федерации, более 81 % потребителей свыше трех раз в год приобретают некачественные, а то и опасные товары.
Результат – имущественный ущерб на сотни миллиардов рублей ежегодно. Это еще и здоровье, отнятое и самим опасным товаром, и нервотрепкой от борьбы за восстановление своих прав. Это и время, отнятое от своей работы, от полноценного отдыха, наконец, от семьи – института, который нуждается в укреплении и особом внимании государства.
Все это приводит к неизбежному выводу: масштабы и эффективность государственного надзора не соответствует массовости и системности нарушений прав потребителей.
В любом конфликте с продавцом или производителем потребитель – заведомо более слабая сторона. Как правило, он не обладает ресурсом времени, сил, средств, специальных знаний и правовой квалификации, необходимых для отстаивания своих прав, – это неравенство признано законодательствами всех цивилизованных стран, в том числе и России.
Именно поэтому закон «О защите прав потребителей» возлагает на органы государственной власти обязанности проверять соблюдение изготовителями, исполнителями, продавцами обязательных требований к товарам. Прямая обязанность государства разрабатывать такие механизмы, которые гарантируют потребителю безопасность товаров вообще, и продуктов питания в частности.
Основным нормативным актом, ориентированным на оптимизацию процессов взаимодействия государства, бизнеса и потребителя является федеральный закон «О техническом регулировании».
Именно техническое регулирование – это вид экономической политики, который направлен, прежде всего, на устранение изъянов рынка, связанных с неравномерным распределением информации между его участниками и снятие различно уровня барьеров мешающих оптимизации взаимоотношений потребителя с производителем. Техническое регулирование является сложным, дорогостоящим процессом (приложение 6), продолжительным во времени реализации, но жизненно важным для обеспечения комплексной безопасности страны и каждого конкретного ее жителя.
Основной ролью государства в обеспечении технического регулирования должно является установление и обеспечение приемлемых уровней рисков, связанных с производством, обращением и использованием продукции.
Однако:
- Следует отметить, что документы по техническому регулированию, включающие в себя обязательные требования, должны соответствовать уровню научного и материально-технического развития страны, национальной экономики. Однако механизм разработки актуальных в настоящее время базовых критериев создания технических регламентов не определен. Как следствие с интенсивным ростом нововирусных образований при отравлениях детей в более чем 40 % случаев не удается определить истинную причину отравления и принять действенные меры и т д.
- Желаемого снятия административных барьеров в должной мере не достигнуто. Так, в статье 28 закона «Заявитель обязан приостановить производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия (именно прошла), и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решения (или просто мнения) органов государственного контроля (надзора)…» и так далее. Возможно при согласовании текста закона после слова «прошла» потеряли или целенаправленно исключили слово «процедуру» («прошла процедуру подтверждения соответствия»). В итоге закон позволяет чиновнику приостанавливать производство любой продукции по своему решению.
- Формирование потребительтского контента и его пертинентность, применительно к результатам добровольной сертификации ни коим образом в законе не отражены. Производитель будет развивать добровольную сертификацию, если потребитель начнет использовать ее результаты, потребитель будет руководствоваться этими данными при их доступности и достоверности.
Если сопоставить данные социологического опроса, то более 110 млн. чел. не менее 3-х раз в год приобретают некачественные товары и услуги или более 330 млн. случаев в год. Сокращение полученного результата на 22% – число несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, фактически с занижением итоговой цифры показывает, что в России в течение года осуществляется более 260 млн. процедур приобретения некачественных товаров и услуг. И только 375 тыс. становятся фактом обращений в Союз потребителей Российской Федерации или 0,15% от общего количества случаев приобретения потребителями некачественных товаров и услуг
В настоящее время просто напрашивается необходимость принятия мер по изменению сложившейся к настоящему времени ситуации с сокращением на потребительском рынке фальсифицированной и контрафактной продукции.