Несмотря на предстоящий запрет различных дополнительных услуг, поставщики не ждут изменения ситуации.
Правительство намерено ограничить различные доплаты, которые торговые сети взимают с поставщиков за право быть представленными на полках, — речь о так называемых бонусах, разнообразных маркетинговых договорах о продвижении товаров и пр. Теперь размер вознаграждений продуктовым ритейлерам от поставщиков и стоимость всех дополнительных услуг магазинов не должны превышать 5% от цены купленных торговой сетью товаров. Об этом говорится в правительственных поправках в закон о торговле. Поставщики считают, что теперь ритейлеры будут требовать снижения закупочных цен и финансовый баланс отношений с сетями не изменится.
О том, что правительственный вариант поправок в закон о торговле готов, рассказали участники рынка, в том числе и те, которые присутствовали на октябрьской встрече с зампредом правительства Аркадием Дворковичем, где поправки обсуждались и формировались.
Напомним, в мае 2015 года приняты в первом чтении другие поправки в закон о торговле от группы парламентариев, в том числе соавторов закона о торговле Ирины Яровой и Сергея Лисовского. Так называемые поправки Яровой объединили вознаграждения, логистические и маркетинговые услуги — последние прозваны в отрасли фальшь-услугами, и ограничили их 3% от цены поставки вместо прописанного сейчас в законе размера премии ритейлерам в 10%. Этот проект предусматривал и сокращение сроков оплаты товаров в пользу поставщиков.
Это событие вызвало шквал обсуждений, и в «поправки Яровой» решили внести изменения, которые бы смягчили документ, — так родился законопроект правительства с 5% вместо 3%. Кроме того, сроки оплаты товаров относительно первоначального законопроекта слегка увеличили: оплата товаров со сроком годности в 10 дней должна случиться через 8, если срок годности 30 дней — через 25, более 30 дней и за алкоголь — не позднее 40 календарных дней. Причем срок «начинает течь со дня передачи продовольственных товаров», сказано в поправках к поправкам. В действующем законе эти сроки — не позднее 10, 30 и 45 дней соответственно, сроки отсчитываются с момента получения корректно заполненных документов.
Нормы, на первый взгляд, существенно улучшают положение поставщиков. Исчезновение фальшь-услуг позволит им не сталкиваться с проблемами в общении с фискалами — поставщики сейчас не могут доказать, что сеть действительно оказывала им эти услуги, и рискуют быть оштрафованными. Пункт со сроками оплаты снижает кредитную нагрузку на контрагентов сетей. Прибавление логистических услуг к маркетинговым и вознаграждениям (бонусам, которые сейчас ограничены 10%) также устраивает поставщиков: это добавляет прозрачности в отношениях, объяснил предправления ассоциации «Союзмолоко» Андрей Даниленко.
Несмотря на это, платить сетям поставщики будут ровно столько же, сколько платили и до этого, ведь новый уровень ограничений не мешает сетям и поставщикам корректировать закупочную цену — они просто перейдут на систему скидок для ритейлеров, говорят опрошенные поставщики.
— Такая возможность у них остается, так как объем скидки никак законом не ограничен, — отмечает исполнительный директор «Рыбной ассоциации» Алексей Аронов.
Торговые сети предпочитают называть эти поправки компромиссными, отметили в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). В июле 2015 года в своем обращении к Дворковичу ритейлеры негативно отнеслись к включению логистики в допуслуги и сокращению сроков оплаты.
Торговые сети второй раз сталкиваются с профильным законодательным регулированием в отрасли. Первый раз в 2009 году ритейлеры поссорились с крупными производителями, в том числе Сергеем Лисовским, владельцем «Моссельпрома» (крупный производитель мяса птицы) — его товар сняли с полок магазинов, вскоре появился закон о торговле. В 2015 году торговая сеть «Дикси» сняла с полок производителей алкоголя — компании «Синергия» Александра Мечетина, «Русский стандарт», «Русский алкоголь» (последние две принадлежит Рустаму Тарико). Между принятием закона о торговле и «поправками Яровой» депутаты, в том числе и Ирина Яровая, неоднократно выступали с инициативами по корректировке закона, предлагали ограничить вознаграждения 1%, начать регулировать наценки по всей торговой цепочке, но все эти предложения законотворцев проваливались.