Любой россиянин получит возможность посмотреть, из чего состоят продукты на прилавке и кто их произвел
В рамках президентской стратегии повышения качества пищевых продуктов будет создана интерактивная система проверки качества продукции «от поля до стола», в ее основу может лечь база Россельхознадзора, создаваемая с 2007 года. С помощью этой системы и смартфона можно будет узнать, какая компания и из чего произвела молоко у вас в холодильнике и вообще молоко ли это, также можно будет узнать, чем питалась корова, которая дала это молоко. В базе можно будет увидеть всю цепочку производства продукции, а также посмотреть, какие фирмы уже были оштрафованы за контрафакт.
Однако пока неясно, кто будет заниматься контролем качества продукции, — нет органа, который будет это делать. Пока эти функции частично выполняет Роспотребнадзор, но у ведомства нет достаточных полномочий для качественного выполнения этой работы.
Помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко рассказал «Известиям», что такая система уже есть и разрабатывалась она с 2007 года, однако сделать ее доступной для всех пока нельзя.
— Она должна быть защищена законом, поэтому для того, чтобы ввести ее в эксплуатацию, нужна законодательная и юридическая база, — пояснил он.
Алексей Алексеенко также объяснил, каким образом будет работать система. По его словам, воспользоваться ею можно будет с помощью обычного смартфона.
— Нужно будет отсканировать штрих-код. И после этого можно будет узнать всю необходимую информацию о любом продукте, — уточнил он.
По словам зампреда комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирины Гехт,
планируется создать специальную информационную систему, с помощью которой можно будет отслеживать все производства.
— Любой россиянин сможет зайти в эту систему и посмотреть сведения о продуктах — где они произведены и кем, что за добавки в них есть. Будут учитываться все стадии приготовления этого продукта. Если это молоко, то откуда оно — с какой фермы. Откуда вышла первоначальная партия, тот завод, где оно было произведено, можно будет посмотреть, что за корма получали животные на предмет содержания пищевых добавок, которые сейчас активно используются, поскольку белкового корма не хватает, — пояснила сенатор.
Ирина Гехт сказала, что для исполнения стратегии нужна масштабная структура надзора, которая будет отслеживать всё, что связано с качеством продуктов.
— Скорее это будет укрупнение Роспотребнадзора и наделение его соответствующими полномочиями. Я не вижу оснований создавать еще одну структуру, но тогда нужно менять что-то в структуре Роспотребнадзора, — подчеркнула она.
В Роспотребнадзоре не стали комментировать возможное изменение полномочий.
С идеей не создавать новые структуры согласен Алексей Алексеенко.
— Сейчас система проверки пищевой продукции крайне фрагментирована, а нужно чтобы этим занималось одно ведомство, — пояснил помощник руководителя Россельхознадзора.
Роспотребнадзор, Совет Федерации, Госдума и правительство уже разрабатывают сразу два законопроекта, направленных на повышение качества российских продуктов. Первый законопроект — о фальсифицированных товарах, в нем будут предложены штрафы за производство такой продукции (до 500 тыс. рублей), второй — господдержка производителей региональных продуктов по аналогии с европейской системой защиты товаров, контролируемых по происхождению.
Ирина Гехт рассказала, что штрафы за производство некачественной продукции будут увеличены.
— Штрафы есть и сейчас, но они такие мизерные, что никак не сказываются на производстве. Их увеличат до 500 тыс. рублей, — уточнила она. — Однако пока мы не создадим структуру, которая будет отслеживать все перемещения товаров от поля до прилавка, штрафы ничем не помогут. Помимо этого, предлагается проводить внезапные проверки производителей, чтобы они не успели подготовиться.
В Общероссийском народном фронте «Известиям» рассказали, что в рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения», который реализуется в 30 регионах страны, члены ОНФ особое внимание уделяют отношению россиян к качеству товаров.
— Исследования потребительского поведения показали, что в целом покупатели считают, что качество продуктов остается неизменным, однако доля недовольных всё равно весьма высока. Например, качество российских сыров не устраивает 33% россиян, фруктов — 20%, рыбы — 19%. Такое же отношение у покупателей и к российским лекарствам: здесь недовольны качеством 21%. На наш взгляд, уровень неудовлетворенности в определенной степени влияет на потребление. Например, потребление рыбы упало на 12,2%, а почти треть россиян стали покупать меньше лекарств, отказываясь от некоторых препаратов, — рассказала руководитель Центра мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития ОНФ Анна Заборенко.
Она напомнила, что год назад на форуме ОНФ по здравоохранению обсуждали введение мер по маркировке лекарственных препаратов, которая позволила бы оградить покупателя от недоброкачественной и фальсифицированной медицинской продукции.
— Уверены, что аналогичные мероприятия необходимо реализовать и в продовольственной сфере. Потребитель должен обязательно знать, кто и из чего именно произвел предлагаемый ему продукт, — резюмировала Анна Заборенко.
Напомним, что президентская стратегия повышения качества пищевых продуктов была принята в начале июля. Она, по словам ответственного за исполнение стратегии вице-премьера Аркадия Дворковича, предусматривает 12 основных направлений работы. По итогам реализации этих задач не позднее сентября будет подготовлен детальный план с конкретными сроками. В первую очередь будут разработаны предложения и проекты нормативных актов, предусматривающие расширение требований к качеству и безопасности пищевой продукции в технических регламентах и других нормативных актах. Будут разработаны необходимые методики оценки пищевой продукции — аналог высшего, первого, второго сортов, применявшихся во времена СССР. В ноябре в Совете Федерации пройдут парламентские слушания по обсуждению стратегии повышения качества пищевых продуктов. Предполагается, что до конца декабря этого года Роспотребнадзор представит план реализации мероприятий стратегии.