Ввиду появления в средствах массовой информации сведений о том, что туроператоры из-за произошедшего снижения курса рубля по отношению к основным иностранным валютам стали «замораживать» исполнение ранее взятых ими на себя обязательств по договору о реализации турпродукта, уже оплаченного потребителями, либо требовать с потребителей соответствующих доплат, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека разъясняет, что подобные действия, как правило, являются противоправными.
По общему правилу, закрепленному пунктом 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» «изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом».
Однако при осуществлении предпринимательской деятельности к непреодолимой силе, то есть чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельствам, согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) «не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств».
Указанное означает, что туроператоры должны исполнять соответствующие обязательства перед туристами «надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов» (статья 309 ГК РФ), поскольку в силу положений статьи 310 ГК РФ «односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом».
За нарушение прав потребителей туроператор несет ответственность, предусмотренную законом.