Российские пивовары должны быть сами заинтересованы во введении маркировки производимой ими продукции

104

Потому что эта мера позволит бороться с огромным теневым сектором пивного рынка. Союз пивоваров России попросил президента РФ Владимира Путина отменить постановление правительства об обязательной маркировке пивных напитков с 2023 года.

Пивовары ссылаются на недоступность импортных комплектующих и компонентов для маркировки, поставки которых уже заблокированы в рамках антироссийских санкций.

Там речь идет о том, что снижается производительность линии, и, таким образом, пивовары несут дополнительные издержки.

Однако, издержки, связанные с существованием теневого сектора неучтённого пива, с которого не платится акциз, несопоставимы — как и то, насколько сильно этот сектор тормозит реализацию легальной пивоваренной продукции.

Пивовары, которые хотят работать в легальном поле, которым не нужен демпинг нелегального пива, неизвестно из чего сделанного и без уплаты налогов, — они должны поддерживать работоспособные механизмы, позволяющие с этим теневым сектором бороться и создать равные конкурентные условия, чтобы на рынке не было пива, которое произведено нелегально, без акцизов.

Акциз составляет 23 рубля с литра готового напитка, и к нему также прибавляется НДС на этот акциз, который тоже платит производитель. Соответственно, нелегально произведённое пиво, за которое акциз не уплачен, обходится производителю дешевле — и даёт ему возможность сбывать свой товар по более низким ценам, нежели легальный. «Белые» игроки рынка при этом теряют свои позиции.

Если они подсчитают свои потери из-за существования нелегального рынка, то поймут, что все проблемы, которые они там перечислили, — это не самая существенная часть, которая может лечь на себестоимость, и за счёт легализации рынка они значительно больше заработают.

По данным Минпромторга, на начало 2021 года объём нелегального пивного рынка в российских регионах варьировался от 5% до 12%, а связанные с ним ежегодные потери бюджета оценивались в 22 млрд рублей.

В отчёте Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) говорилось, что общий нелегальный оборот алкоголя в 2021 году достиг 27%. По оценкам экспертов, при его снижении на 70% прибыль добросовестных участников рынка увеличится на 17-18 млрд рублей, их чистый выигрыш от введения обязательной маркировки составит 10-11 млрд рублей в год, а доходы государства вырастут на 73-79 млрд рублей в год.

Система маркировки пивной продукции предполагает, что данные о ней будут вноситься одновременно и в ЕГАИС, и систему мониторинга за оборотом товаров. В экспериментальном режиме маркировка применяется с 1 апреля 2021 года.

Ранее планировалось, что с 1 октября 2022 года пивоварам придётся в обязательном порядке маркировать пиво в кегах, с 15 февраля 2023 года — пиво в пластиковой и стеклянной таре, а с 15 мая 2023 года — пиво в другой упаковке (например, в алюминиевых банках). Союз пивоваров России и «ОПОРА России» предупреждали, что и крупные, и малые пивоваренные компании единодушно выступают против обязательной маркировки их продукции, поскольку считают её избыточной мерой.

Точные данные собрать по понятным причинам невозможно.

Это касается особенно пивных напитков. Например, напиток «Джин-тоник». 6,5% крепости. Как вы считаете, он легальный или нелегальный? Вот что нужно сделать с ячменём, чтобы из него выбродился джин-тоник методом естественного брожения? Это уже смешно. То есть это легально? Нет, конечно, нелегально. А производится он в бешеных количествах, продаётся в полуторалитровых бутылках за копейки. Молодёжь выпила — и тут же завалилась замертво от употребления такого [напитка], особенно в жару, — рассказал эксперт.

По его словам, не менее опасны различные напитки типа «Виноградного дня» или «Апельсинового дня», которые по сути представляют собой лимонад со спиртом, красителями и ароматизаторами.

Спирт непонятно какой. Потому что нельзя выбродить из апельсина пивной напиток, понимаете? И стоить он будет из апельсинов, я не знаю, рублей 500, наверное. А это всё добро, которое я перечислил, продаётся по цене 85 рублей за полтора литра — примерно так в среднем в рознице (а розница ещё должна там процентов 50 заработать). Получается, что вот это всё практически производится нелегально, — утверждает Шапкин.

Когда Росалкогольрегулирование стало проверять пивные напитки, то выяснилось, что в некоторых случаях каждая 20-я бутылка производится легально, в некоторых случаях — каждая 135-я бутылка, уточнил эксперт. В качестве примера того, насколько велик масштаб теневого пивного рынка в России, он напомнил историю омского ликёро-водочного завода «Оша».

Завод был закрыт по причине того, что они очень плохо платили налоги, то есть совсем не любили их платить, — и сейчас идёт процедура распродажи их имущества. Как раз они отличались в том числе производством вот этих всех напитков. Но их ещё — производителей всего этого — полно, за счёт того, что производство пива у нас не лицензируется, как и продажа, и оптовый оборот. Очень просто попасть на пивной рынок, пиво не маркируется, никто это толком не считает, ЕГАИС в рознице нет по пиву, — напомнил Шапкин.

По его словам, “почему-то все должны спокойно относиться к тому, что пиво, в отличие от вина, не учитывается в ЕГАИС, и на него не наносится марка”, — хотя в действительности те, кому выгодна легализация пивного рынка, должны прилагать усилия для её достижения.

Я считаю, что если люди заинтересованы в легальном пивном рынке, они должны поддерживать меры, направленные на его легализацию, — в том числе Союз российских пивоваров (если он, конечно, не защищает интересы противоположной стороны), — подытожил эксперт.