Заказываешь аудиоплеер, а получаешь в посылке стройматериалы, жалуется москвичка Евгения Чеснокова. В июле этого года она оформила покупку через китайский интернет-магазин.
“Я заказывала MP3-плеер, который весил 215 граммов. Мне китайские продавцы отправили его, а получила на почте камень, который весит 600 граммов. Я его потом на весах еще сама взвесила. Плеер стоил чуть больше двух тысяч рублей – не такой дорогой, но долгожданный”, – рассказала Москве 24 Чеснокова.
По словам девушки, при получении посылки в отделении почты она была в шоковом состоянии, когда не обнаружила внутри пакета плеер: подумала, что китайский продавец ее обманул. Вернувшись домой, Чеснокова связалась с ним через AliExpress, но тот прислал “доказательства” того, что отправлял именно плеер: фотографии с самим товаром и его вес, который разнился с полученной посылкой.
“Посылку я в отделении вскрывала, но сглупила, не составила на месте акт. Но это не снимает ни с кого ответственности. В “Почту России” написала на следующий день, фотографии приложила. Потом мне позвонила сотрудница моего отделения и уговаривала меня на интернет-магазин пожаловаться: что они мне не то отправили, чтобы хоть какие-то деньги получить”, – рассказывает Чеснокова.
Потом со мной никто не связывался, а затем начали обвинять, что я сама что-то подделала и себе камень прислала.
“При вручении почтового отправления в отделении почтовой связи адресат имеет право потребовать вскрыть отправление для проверки вложения. Но указанное почтовое отправление не вскрывалось, и какие-либо претензии по его внешнему виду, оболочке и вложению в момент вручения почтовыми работниками не предъявлялись”, – говорится в ответе “Почты России”.
Изложенная информация о замене вложения в почтовом отправлении не была официально зафиксирована в адресном отделении почтовой связи, то есть не нашла документального подтверждения.
Подобные случаи действительно не редкость, но до широкого освещения доходят не все. В интернете также выкладывают ролики, где вместо товаров покупателям присылают кирпичи и бумагу. А в 2016 году житель Мурманска заявил, что трижды получал кирпичи вместо планшетов. По его словам, первый раз товар поступил в отделение “Почты России”, а упаковка была вскрыта. Переписка с поставщиком и администрацией якобы не помогла, поэтому мужчина обратился в полицию. Убежденный в случайности произошедшего, он повторно заказал в интернет-магазине планшет той же модели, но у другого поставщика, однако в коробке снова оказались обломки кирпичей. Тогда мужчина оформил третий заказ, чтобы попробовать вычислить, где пропадает товар, но и в этот раз в коробке обнаружились части стройматериалов.
По его словам, чтобы не попасть в неприятности, нужно меньше делать заказов через электронные интернет-площадки, так как “проблема системная”.
“Либо заказывать большую партию. Если речь идет об оптовиках, которые заказывают большие партии товара на крупную сумму, то у них больше стимула привлечь негодяя к ответственности, и они будут этого добиваться”, – добавил эксперт.
Нельзя быть полностью застрахованным, даже если внимательно все проверил и если с твоей стороны все обязательства выполнены.
В свою очередь, юрист Юлия Швец уверена, что нужно до конца отстаивать свои права при любой сумме заказа. По ее словам, чтобы с большей вероятностью вернуть деньги, нужно составить претензию при получении посылки в почтовом отделении.
В 2017 году служба безопасности “Почты России” вместе с правоохранительными органами поймала преступников, которые обманывали покупателей в интернет-магазинах. Мошенники открывали онлайн-магазины по продаже компьютеров, смартфонов и другой оргтехники по низким ценам. Существовали сайты обычно не более месяца – за это время преступники успевали набрать заказы на миллионы рублей. Только в январе 2017 года они получили наложенным платежом более шести миллионов рублей. А в почтовых отправлениях вместо оргтехники клиентам приходили кирпичи, бутылки с водой, стаканы, в зависимости от веса заказанного товара. Злоумышленники сдавали посылки для отправки в столичных отделениях связи в закрытом виде, без описи вложений. В том же году задержали сотрудника магистрального сортировочного центра “Почты России”, который изымал из посылок вложения, а упаковки выбрасывал за городом.
Эту проблему решить можно. Если еще на почте увидели, что посылка была вскрыта, то претензию нужно предъявлять к почте и к интернет-магазину – к обеим сторонам. Главное – подать претензию и изложить в ней конкретные требования по возврату средств. Закон предусматривает, что независимо от стоимости покупки существует возврат денежных средств.
Швец добавила, что покупатель даже после получения товара может в течение гарантийного срока предъявить претензии по качеству.
“А если тут вопрос не по качеству, а по несоответствию товара, который получил покупатель, то тут дается 14 дней, а в некоторых случаях больше, в зависимости от интернет-магазина”, – отметила она.
Счастливый конец?
Обычно продавцы крупнейших интернет-площадок без проблем возвращают деньги за товары, которые имеют небольшую стоимость – репутация среди покупателей и рейтинг на интернет-площадке могут обойтись дороже. Покупателю лишь нужно открыть спор на сайте магазина и описать причину возврата средств или замены товара на аналогичный.