
Банк России назвал неприемлемой практику автоматического списания денег без отдельно выраженного согласия россиян. С просьбой запретить автоплатежи в Центробанк публично обращался Национальный союз защиты прав потребителей, в ЦБ подтвердили «Российской газете», что Банк России считает неприемлемой практику автоматического списания денежных средств без отдельного согласия на это со стороны потребителя. Банк России ранее уже обращал внимание на необходимость разработки механизма защиты потребителей от списания денежных средств без отдельного волеизъявления», – заявили корреспонденту «РГ» в Центробанке.
Павел Шапкин написал председателю Банка России Эльвире Набиуллиной письмо, в котором сообщил, что в последнее время участились случаи несанкционированного снятия денег потребителей с банковских карт и других счетов с использованием автоплатежей. Эту практику необходимо пресечь.
Текст обращения в ЦБ:
В последнее время участились случаи несанкционированного снятия денежных средств потребителей с банковских карт (счетов) с использованием так называемых «услуг автоплатежей». 80% потребителей сталкивались с подобным явлением. Большая часть относится к этому неодобрительно.
Понятие «автоплатеж» отсутствует в законодательстве Российской Федерации о банках и банковской деятельности, тем не менее, «автоплатеж» активно применяется как самими банками, так и иными организациями, которым банки по договору подключают сервис рекуррентных списаний.
«Автоплатеж» якобы позволяет организациям принимать абонентскую плату по расписанию «удобно» и без напоминания потребителю. «Согласие» потребителя на «автоплатеж» зачастую заключается в автоматически возникающих «галочках» на сайте получателя платежей после каждого использования реквизитов (номера) карты для оплаты и других уловках. Фактически, любая организация, которой потребитель имел неосторожность перечислить деньги с использованием банковской карты, может подключить «автоплатеж», никого не уведомив при этом.
Ссылка на статью 435 ГК РФ абсурдна, так как оферта является обязательством лица, направившего или разместившего оферту, исполнить СВОИ обязательства. А не принудительно взыскивать авансовые платежи в свою пользу с лиц, пользующихся услугами лица, разместившего оферту.
«Автоплатежи» превратились в орудие открытого завладения денежными средствами потребителей. Возврат этих средств (после обнаружения очередного списанного «автоплатежа») затруднителен, так как требует разбирательств, оформления заявления на возврат, предоставления персональных (паспортных) данных и прочее.
Просим Вас, как руководителя надзорного ведомства, пресечь практику применения банками «автоплатежей» и предоставления ими «сервиса» рекуррентных списаний до появления в Гражданском Кодексе Российской Федерации, законодательстве о банках и банковской деятельности, законодательстве о защите прав потребителей, четкого определения случаев и условий применения «автоплатежей» и рекуррентных списаний.