В Верховный суд подано заявление с просьбой отменить пункт правил воздушных перевозок, ущемляющий права людей в инвалидных креслах.
Никогда не забуду сцену на станции электрички в пригороде Парижа. Поезда пришлось ждать примерно полчаса, на платформе собралась плотная толпа. Появляется пассажир в инвалидной коляске. Думаю: в такой давке войти (въехать…) в вагон он ни за что не сможет, и как помочь ему, совершенно непонятно. Но ровно за минуту до появления поезда рядом с коляской откуда ни возьмись служащий в форменной одежде и… с мостками в руках. Электричка остановилась, толпа расступилась, служащий положил мостки и помог инвалиду спокойно въехать в вагон.
Я втиснулась следом. И имела возможность наблюдать, как на нужной станции человеку в кресле помог выехать из битком набитого вагона уже другой служащий – он оказался на платформе прямо у ближайших к инвалиду дверей. Опять с мостками в руках. Как все это было организовано – по телефону, рации или каким другим способом, для меня осталось загадкой. Французского не знаю, а по-английски заданный мною вопрос работники железной дороги – метрополитена, не поняли. Но факт остается фактом: во Франции, как, впрочем, и практически во всей развитой Европе, инвалиды-колясочники не чувствуют себя изгоями, им нет нужды просить кого-то о помощи, они спокойно передвигаются по городу, бывают на выставках, в театрах… У нас до сих пор о таком отношении к этим людям остается только мечтать. Например, в “Общих правилах воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов…”, утвержденных министерством транспорта в 2007 году, есть пункт, который прямо говорит: “Перевозчик вправе отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров”.
Вот такие правила: обеспечивают комфорт и удобство авиакомпаниям (это ж кому надо – предусматривать возможность разместить тяжелобольного человека, провожать его на борт, потом помогать выйти…). О пассажирах авторы правил явно думали в последнюю очередь. Потому на инвалидных форумах активно обсуждается, какие авиакомпании проявляют лояльность и заботу и как быть с теми (обычно это бюджетные перевозчики), кто навстречу не идет.
За инвалидов заступилось Общество защиты прав потребителей, обратившись в Верховный суд. В заявлении указано, что правила противоречат федеральному законодательству, международных договоренностей и “безосновательно ограничиваются права граждан, нуждающихся в особой поддержке государства”.
Согласно международной Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированной Россией в 2008 году, государства-участники должны обеспечить инвалидам условия “безбарьерной среды”. Это значит, что люди в колясках должны иметь возможность без усилий войти в любое общественное здание, воспользоваться общественным транспортом.
В Европе все это сделано давно. Например, в регламенте о правах инвалидов в авиатранспорте прямо сказано: “Люди с ограниченной мобильностью должны иметь возможность летать на самолете, как все остальные граждане, с правом на свободное перемещение, свободу выбора и недискриминацию”. Принципиальное отличие европейских порядков от наших: в ЕС авиаперевозчики должны принять на борт любого человека, имеющего на руках действительный билет, оказав ему всю необходимую помощь и содействие, инвалиду отказать они просто не имеют права. В противном случае – штраф от 5 до 120 тысяч евро.
Понятно, что авиакомпании – коммерческие организации. Их первая цель – прибыль. Поэтому они нередко злоупотребляют предоставленным им правом на отказ от перевозки. “Проконтролировать оправданность такого отказа в каждом отдельном случае невозможно”, – подчеркивают в ОЗПП. За последние годы было несколько резонансных случаев, когда инвалидов элементарно не пускали на борт самолета. Причем представители авиакомпаний ссылались именно на пункт приказа, который сейчас оспаривается в Верховном суде.
rg.ru