Минпромторг против создания социальной торговой сети

116

Департамент развития внутренней торговли Минпромторга России рассмотрел обращение Национального союза защиты прав потребителей, направленное письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 23.04.2020 № П48-52800, в том числе по вопросам введения государственного контроля за ценами на продукты питания, создания государственной социально-ориентированной торговой сети, и в рамках компетенции сообщает следующее. В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 381-ФЗ), хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе ассортимент продаваемых товаров, цены на продаваемые товары, поставщиков товаров и иные порядок и условия осуществления торговой деятельности. Таким образом, торговая деятельность в Российской Федерации, являясь видом предпринимательской деятельности, развивается по принципам рыночной экономики.
Следует отметить, что в цену товара включаются разного рода издержки, такие как производственная себестоимость (затраты на основное сырье, сопутствующие материалы, топливо и электроэнергию, стоимость закупки и ремонта оборудования), себестоимость реализации продукции (общехозяйственные и коммерческие расходы, стоимость погрузо-разгрузочных работ), транспортные расходы, наценка оптового продавца и иные. С учетом указанных факторов хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную продажу товаров, самостоятельно принимают решения о ценах на продаваемые товары, поставщиков продукции и ассортимент продаваемых товаров. Согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. Учитывая изложенное предложения в части введения государственного контроля за ценами на продукты питания, создания социально-ориентированной торговой сети, не согласуются с основополагающими принципами рыночной экономики. Одновременно сообщается, что направление внутренней политики по расширению доступа российских сельхозпроизводителей на отечественный рынок сбыта достигает поставленных задач и в настоящее время наблюдается высокая доля товаров российского производства на прилавках магазинов. Так, по данным Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров доля товаров российского производства в торговых сетях достигает порядка 80%. Кроме того, по данным Росстата доля импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами в 2019 г. составила 27%. Среди импортируемой продовольственной продукции наибольшую долю составляют товары, которые не выращиваются на территории Российской Федерации ввиду климатических условий. В части торговых сетей сообщаем, что доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли в целом по Российской Федерации в 2019 году составила 34,2%. Остальная часть приходится на несетевую торговлю. Кроме того, представленные в Российской Федерации крупнейшие торговые сети являются российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с российским законодательством, в том числе налоговым, таможенным, защиты прав потребителей и т.д. Указанные торговые компании являются крупнейшими налогоплательщиками и работодателями в Российской Федерации.
Ответ подписан заместителем директора Департамента развития внутренней торговли

А.Г. Лифинцевым