Проект стратегии развития государственной политики обеспечения качества и безопасности пищевой продукции до 2020 года

371

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от ___________ N ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

ДО 2020 ГОДА

1. Общие положения

Приоритетной задачей Российской Федерации в области развития государственной политики качества и безопасности пищевой продукции является обеспечение продовольственного рынка продуктами питания, отвечающими требованиям безопасности, подлинности, качества, стимулирование социально-ответственного поведения предпринимательского сообщества при производстве и обращении продукции основанного на принципах добросовестности, формирование рационального потребительского поведения граждан.

Стратегия относится к одному из элементов реализации «Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года и Поручения Президента Российской Федерации от 26.06.2015 г. Пр-1259.

Стратегия развития государственной политики обеспечения качества и безопасности пищевой продукции до 2020 года (далее – Стратегия) направлена на снижение смертности и заболеваемости населения социально-значимыми алиментарно-зависимыми неинфекционными заболеваниями, причиной которых являются нарушения питания, что позволит добиться увеличение продолжительности и повышение качества жизни граждан Российской Федерации.

Стратегия ориентирована на обеспечение оптимального питания, профилактику неинфекционных заболеваний, укрепление здоровья, увеличение продолжительности и качества жизни детского и взрослого населения страны.

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих современное состояние потребительского рынка пищевой продукции, потребность в актуализации действующего законодательства, необходимость развития механизмов стимулирования предпринимательского сообщества на изготовление и обращение продукции отвечающей обязательным требованиям.

2. Современное состояние потребительского рынка пищевой продукции и состояния здоровья населения связанного с нарушением питания

Потребительский рынок пищевой продукции Российской Федерации представляет собой важнейшую часть современной экономики. Однако уровень соответствия продовольственных товаров обязательным требованиям по-прежнему остается невысоким. Основными нарушениями, допускаемыми хозяйствующими субъектами при обращении товаров, являются отсутствие сопроводительных документов, несоответствие маркировки, а также несоответствие установленным нормативам по результатам лабораторных исследований. Удельный вес неудовлетворительных проб, исследованных по показателям безопасности, снижается и в 2014 году составлял 4,36 %. Вместе с тем, по физико-химическим показателям, характеризующим качество продукции, отмечается тенденция к увеличению удельного веса продукции, не соответствующей нормативным требованиям до 4,55 %, а в отдельных регионах данный показатель достигает 17 %.

В настоящее время по показателям, характеризующим подлинность и фальсификацию продукции, уровень несоответствия товаров заявленным требованиям достигает 36,8%. Целью фальсификации является получение незаконной прибыли за счет снижения себестоимости продукции в результате несанкционированной замены качественного биологически ценного сырья менее ценным. Большинство современных методов фальсификации, так или иначе, сводятся к изменениям технологии, использованию дешевого сырья, и последующему доведению физико-химических показателей до установленных нормативной документацией требований. Наряду с намеренным введением потребителя в заблуждение относительно свойств и происхождения продукции, снижения пищевой и биологической ценности, производство и реализация фальсифицированной продукции способствует также недобросовестной конкуренции на продовольственном рынке, в результате чего добросовестные изготовители оказываются в невыгодном положении.

Низкое качество продуктов питания является причиной ряда заболеваний населения Российской Федерации. Эпидемиологические исследования, свидетельствуют, что такие нарушения питания, как повышенная калорийность рационов, избыточное потребление насыщенных жиров, дефицит микронутриентов (витамины, минеральные вещества) и пищевых волокон, характерно для всех групп населения и во всех регионах страны.

Широкое распространение заболеваний, риски возникновения которых напрямую связаны с нарушениями питания (заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, ожирение, остеопороз, некоторые злокачественные новообразования и др.), представляет серьезную медико-социальную и экономическую проблему, обусловленную неуклонным ростом числа больных, высокой частотой, тяжестью и прогрессированием различных осложнений, снижением продолжительности жизни, влечет за собой увеличение прямых и косвенных затрат на здравоохранение и рост потребности в дорогостоящей высокотехнологической медицинской помощи, которая, как показывает мировая практика, не может в полной мере обеспечить оздоровление населения.

Важнейшим путем профилактики этих заболеваний является изменение и оптимизация структуры питания детского и взрослого населения за счет широкого применения высококачественных специализированных (продуктов детского питания, продуктов для беременных и кормящих женщин, спортивного питания, лечебных и профилактических продуктов, геродиетических продуктов и др.), обогащенных и функциональных пищевых продуктов, продуктов здорового питания, продуктов с заданными составом и свойствами и пищевых ингредиентов для их производства, отвечающих современным требованиям качества и безопасности.

3. Проблемы, препятствующие развитию государственной политики обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и приоритетные направления их разрешения

Существующая система контроля состояния потребительского рынка пищевых продуктов акцентирует свое внимание на вопросах безопасности продукции, позволяя изготовителям манипулировать ее качеством. Вместе с тем, на современном этапе развития общества существует спрос не только на безопасную, но и на качественную продукцию, соответствующую критериям подлинности (фальсификации).

Развитию государственной политики обеспечения качества и безопасности пищевой продукции препятствует ряд проблем, которые сформулированы в Стратегии с указанием приоритетных направлений их разрешения:

Первостепенной проблемой обеспечения потребительского рынка безопасными и качественными пищевыми продуктами является отсутствие на законодательном уровне обязательных требований к качеству пищевых продуктов. Действующие технические регламенты на пищевую продукцию ограничены установлением требований безопасности и не содержат требований к показателям качества и критериям подлинности (фальсификации).

В настоящее время показатели качества пищевой продукции, такие как, как пищевая ценность и органолептика, производители определяют самостоятельно, формируя их в технических условиях и стандартах организаций при прохождении процедуры подтверждения соответствия. Согласно результатам оценки уровня соответствия продукции, действующие процедуры обязательного подтверждения соответствия не гарантируют уровень безопасности и качества продукции заявленным производителем критериям на протяжении всего цикла ее обращения.

Важное значение приобретают показатели пищевой ценности специализированных пищевых продуктов (продукты детского питания, диетические (лечебные и профилактические) продукты, для питания беременных и кормящих женщин, для питания спортсменов), а также пищевых продуктов для спецконтингентов и проживающих в условиях Арктики, где они являются во многом определяющими для формирования биологических структур и поддержания функционирования организма человека в особых физиологических состояниях. Особого внимания требуют специализированные продукты для питания спортсменов на отсутствие в них гормональных препаратов, стимуляторов, наркотических, психотропных, допинговых и других запрещенных веществ.

Проблему отсутствия на законодательном уровне обязательных требований к качеству пищевых продуктов необходимо разрешать путем актуализации понятийного аппарата, используемого в Федеральном законе Российской Федерации от 2 января 2000 г № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Понятие «качество пищевой продукции» предлагается определить на основе нормативных требований, заложенных в национальных стандартах, поскольку эти стандарты являются актуальной базой минимально необходимых критериев показателей качества для каждого вида продукции.

Условием для реализации указанных подходов к формированию понятия «качество пищевой продукции» является пересмотр заложенного в Федеральном законе от 29 июня 2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» принципа «добровольного применения документов по стандартизации», ограничение его только добровольностью выбора самого стандарта. При этом, соответствие продукции установленным в стандарте показателям качества, должно быть обязательным для производителя.

Проблема излишней либеральности законодательства сформированного за последние 20 лет привела в целом к снижению уровня качества пищевой продукции.

Решение данной проблемы в рамках Стратегии может быть обеспечено за счет внедрения и повышения эффективности систем менеджмента качества на предприятиях и торговой сети. Действующая система контроля пищевой продукции акцентирует свое внимание на вопросах безопасности, которая успешно контролируется в рамках реализации Технических регламентов Таможенного союза. Согласно Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» при осуществлении процессов производства пищевой продукции, связанных с требованиями ее безопасности, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах Системы анализа опасных факторов и критических точек контроля (ХАССП). Требуется дополнить Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в части распространения требований этой системы на показатели качества пищевой продукции с целью формирования единого подхода, основанного на международных принципах и прошедшего апробацию на предприятиях.

Для разрешения проблемы внедрения систем менеджмента качества, на предприятиях необходимо ввести отдельный состав административного правонарушения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий ответственность изготовителей, продавцов пищевой продукции за отсутствие либо неподдержание процедур, основанных на принципах Системы анализа опасных факторов и критических точек контроля (ХАССП).

Существенной является проблема ухода от ответственности недобросовестных производителей и иных участников обращения продукции не соответствующей обязательным требованиям.

Зачастую дистрибьюторы, продавцы избегают привлечения к административной ответственности за реализацию продукции, не соответствующей установленным требованиям, в силу отсутствия вины в изготовлении несоответствующей пищевой продукции. Вместе с тем, попадание забракованной продукции на прилавок магазина говорит об отсутствии на предприятии торговли эффективной системы менеджмента качества, позволяющей не допустить продукцию до конечного покупателя на стадии предпродажной подготовки. Участники товарооборота должны руководствоваться не только целью получения прибыли, но и социальной ответственности ведения бизнеса.

Для разрешения проблемы в рамках Стратегии требуется на законодательном уровне закрепить принцип ответственности всех участников производства и обращения продукции, не соответствующей обязательным требованиям: производителей, дистрибьюторов (опт), продавцов.

Значимой является проблема отсутствия информационной системы прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции (сырья) на протяжении всей пищевой цепи, которая позволяет определить историю происхождения продукции, идентифицировать ответственные организации за каждый этап в цепочке ее производства и обращения.

Нормами Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» установлены подходы к организации существующей системы прослеживаемости, основным инструментом которых является оценка товаросопроводительной документации, позволяющая отследить весь путь продукта (на шаг впередназад), установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья.

В Российской Федерации существует ряд автоматизированных информационных систем уполномоченных органов по ведению соответствующих реестров, позволяющих проследить часть цепочки продвижения продукции, в числе которых:

национальная часть Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии в рамках Евразийского экономического союза;

национальная часть Единого реестра свидетельств о государственной регистрации;

автоматизированная информационная система, используемая исключительно в Российской Федерации в рамках ветеринарного контроля, включающую ряд информационных ресурсов, содержащих сведения о непереработанной продукции животного происхождения.

Реализация данных автоматизированных информационных систем направлена на решение узких задач, связанных с реализацией функций и полномочий конкретных ведомств и зачастую ограничиваются определенной группой пищевой продукции, которая является подконтрольной ведомству, реализующему программное обеспечение (как например, в случае с ветеринарными автоматизированными информационными системами применимыми исключительно к пищевой продукции животного происхождения).

Организациями, осуществляющими оборот пищевой продукции (сырья), разрабатываются и применяются системы обеспечения качества и безопасности на добровольной основе, с учетом принципов международных стандартов, применяемых к любому сектору пищевой цепи.

Одновременно, на площадке Евразийского экономического союза рассматривается вопрос о введении маркировки отдельных видов непищевых товаров контрольными (идентификационными) знаками, что предусматривает внедрение технологии радиочастотной идентификации (RFID) в соответствии с международной системой идентификации GS1. При этом контрольный (идентификационный) знак будет содержать сведения о:

– государстве-члене ЕАЭС, осуществляющем выпуск товара в оборот;

– ввоз/производство;

– товарная позиция код ТНВЭД.

В дальнейшем имеется возможность расширения перечней товаров и возможность применения технологии маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками без RFID (устройство/метка, способное хранить и передавать данные через радиоволны) на бумажных и иных носителях с элементами защиты.

Вместе с тем, обозначенный пилотный проект преследует лишь цель комплексного информационно-аналитического обеспечения процесса контроля оборота и обеспечения легальности ввоза и (или) производства товаров.

Пилотный проект не преследует цели осуществления идентификации товара, имея в виду отнесение товара к объектам технического регулирования технического регламента, а также обеспечение прослеживаемости товара, то есть возможности установления изготовителя и последующих собственников находящихся в обращении товаров и мест происхождения (производства, изготовления) товара (сырья).

Системы прослеживаемости контролирующих органов, крупных производителей и торговых сетей носят разрозненный, децентрализованный характер.

При современном уровне развития технологий необходим переход от традиционного способа прослеживаемости, построенного на оценке письменной документации, к технологичным способам с использованием штрихкодов, микрочипов, содержащих информацию о жизненном цикле продукта, пополняемую по мере прохождения определенных технологических этапов, и позволяющих считывать информацию сканером всеми заинтересованными участниками оборота продукции.

Создание информационной системы прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции (сырья) должно быть построено на основных принципах, закрепленных в ГОСТ Р ИСО 22005-2009, согласно которым система прослеживаемости должна быть:

верифицируема;

применяема последовательно и беспристрастно;

ориентирована на результат;

соответствовать показателю «затраты — эффективность»;

практична в применении;

совместима с применяемыми техническими регламентами или политикой в области качества и соответствующими установленным требованиям к точности исполнения.

Создаваемая информационная система прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции (сырья) должна обеспечить возможность отслеживания как отдельно взятой товарной единицы, так и партии/серии товара, в том числе упакованного (например, упаковка, содержащая в себе потребительские единицы), упакованный продукт или товар насыпью (наливом, навалом), а также каждой логистической единицы (паллета, коробка, бак и прочее).

В рамках такой информационной системы прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции (сырья) обеспечивается отслеживание любого пищевого продукта, независимо от его происхождения (животного или растительного), в том числе продукции имеющей сложный состав – приготовленной из смешения различных видов крупчатки или муки, различных видов мяса и прочее.

Информационная система прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции (сырья), позволяющая определить поставщиков сырья, ингредиентов и вспомогательных материалов используемых для производства продукции, а также получателей, которым произведена поставка готовой продукции – необходима как для осуществления государственного контроля, так и для повышения ответственности бизнеса, занятого в производстве и реализации пищевой продукции.

Для решения этой задачи необходимо закрепить на законодательном уровне обязанность всех участников товарооборота участвовать в информационной системе прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции (сырья), а также установить к создаваемой системе технические критерии, отвечающие современным требованиям.

Проблемой обеспечения эффективности контроля соответствия пищевой продукции обязательным требованиям, является отсутствие необходимого спектра аттестованных методик определения показателей качества (пищевой ценности, органолептических свойств), которые могут применяться как для идентификации пищевой продукции, так и выявления фактов не соответствия подлинности (фальсификации).

Применяемые в настоящее время стандартизованные инструментальные методы исследования аффилированы с Техническими регламентами Таможенного союза и направлены преимущественно на контроль показателей безопасности. Таким образом, существует серьезная проблема недостаточного обеспечения методами оценки показателей качества и подлинности продукции. При современном уровне развития технологий, недобросовестные производители быстро изменяют подходы к фальсификации продукции, что требует со стороны научного сообщества, оперативного реагирования в части разработки эффективных методов выявления и идентификации новых способов фальсификации и занижения качества пищевой продукции, а также немедленного их внедрения в деятельность испытательных лабораторий.

Одним из используемых способов фальсификации пищевых продуктов является фальсификация по месту производства товара. Способом идентификации пищевой продукции по месту производства является методология с использованием соотношений стабильных изотопов. Внедрение этого высокоспецифичного метода требует предварительной работы по картированию территории России по содержанию стабильных изотопов в воде, почве и продукции растениеводства и животноводства.

Решение обозначенных проблем возможно через формирование заданий на разработку конкретных методик исследований в адрес профильных научно-исследовательских учреждений.

Проблема отсутствия единой информационной системы данных лабораторных исследований не позволяет проводить надежную идентификацию пищевых продуктов на стадии их обращения и оперативно пресекать оборот фальсифицированной, либо не соответствующей показателя качества продукции.

Результаты лабораторных исследований, проводимых в рамках надзорных мероприятий, социально-гигиенического, ветеринарного и экологического мониторингов являются уникальной базой данных по содержанию контаминантов, пищевых и биологически активных веществ и подлинности пищевой продукции.

В этой связи необходима разработка единой информационной системы, аккумулирующей данные по естественным вариациям содержания пищевых веществ в пищевой продукции. Знание диапазонов естественной вариабельности различных показателей качества пищевой продукции позволит также избежать получения ложных результатов, что положительно скажется на ответственных товаропроизводителях.

Государственными органами осуществляются попытки создания баз данных результатов лабораторных исследований, но при этом информационные системы разрознены и не доступны для населения. Требуется интеграция существующих информационных систем.

Публичность результатов исследований можно обеспечить через средства массовой информации и сеть «Интернет» путем формирования выборок, позволяющих получать информацию о качестве и безопасности пищевой продукции по наименованию производителя и товара. База данных результатов лабораторных исследований должна быть доступна не только надзорным органам для принятия решений в рамках полномочий, но и для широкого круга общественности.

Освещение информации об уровне соответствия продукции в средствах массовой информации и сети «Интернет» позволит населению использовать эти сведения в повседневной жизни, делая осознанный выбор продуктов питания, будет способствовать формированию грамотного потребительского поведения, а также стимулировать участников товарооборота к производству качественной продукции.

Препятствием к эффективному функционированию потребительского рынка является широкое распространение нарушений прав потребителей на доведение до них полной и достоверной информации о товарах, обеспечивающих возможность их правильного выбора. Информация на упаковку товара зачастую наносится мелким трудночитаемым шрифтом, что делает ее практически недоступной для понимания потребителей.

Решение этого вопроса в рамках Стратегии возможно путем внесения дополнений в Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» через определение понятий «легкочитаемость», «понятность», «контрастность фона». При этом необходимо установить требования к размеру надписи наименования продукта, наименования изготовителя, даты изготовления и срока годности продукта. Возможно установление размера шрифта в процентном соотношении к площади потребительской упаковки, что позволит учесть многоформатность и разнообразие размеров упаковки.

Самостоятельным аспектом проблемы качества пищевой продукции является то, что в Российской Федерации практически отсутствует производство пищевых ингредиентов и субстанций (витаминов, аминокислот, пищевых добавок, ферментных препаратов, биологически активных веществ, технологических и пробиотических микроорганизмов, пребиотических веществ и др.), необходимых для производства, как продуктов массового потребления, так и обогащенных, функциональных и специализированных пищевых продуктов, предназначенных, в том числе, для профилактики дефицита микронутриентов.

С целью развития производства указанных пищевых ингредиентов необходимо внести ряд дополнений в законодательство для закрепления понятий «обогащенная пищевая продукция», «функциональные пищевые продукты», «органические пищевые продукты», «специализированные пищевые продукты».

Существует отдельная проблема отсутствия либо неактуальности действующих нормативов содержания в пищевых продуктах пищевых добавок, вкусоароматических веществ, биологически активных веществ из вкусоароматического растительного сырья, остаточных количеств технологических вспомогательных средств, а также технологических микроорганизмов для пищевой промышленности с учетом их технологического назначения и совокупного риска воздействия на организм человека.

Для разрешения проблемы требуется актуализация нормативов вышеперечисленных веществ, а также создание методов количественного определения пищевых добавок в различных видах пищевых продуктах.

С целью соблюдения прав потребителей на информацию о товаре, необходимо правовое закрепление норм по обязательному нанесению на этикетку содержания полезных для здоровья человека пищевых и биологически активных веществ, а также информирование потребителей о содержании требующих ограничения потребления трансизомеров жирных кислот и насыщенных жирных кислот, добавленного сахара, соли. Их маркировка на упаковке пищевых продуктов позволит покупателям более внимательно следить за своим суточным рационом.

Исследования состояния питания различных групп населения свидетельствуют о проблеме массового отклонения от принципов здорового питания у детей и взрослых. Таким образом, организация оптимального питания становится важнейшей социальной задачей и приоритетным направлением работы медицинских и образовательных организаций и современной пищевой индустрии.

В связи с этим, чрезвычайно важным представляется организация консультативно-диагностических центров «Здоровое питание», которые должны быть оснащены современным оборудованием, позволяющим проводить как многоуровневую диагностику состояния питания и оценивать риски возникновения заболеваний, обусловленных нарушениями питания, так и разрабатывать индивидуальные и популяционные программы профилактики социально-значимых неинфекционных заболеваний. Необходимо уделить внимание повышению эффективности проводимых мероприятий по просвещению населения, направленных на продвижение ценностей здорового питания как важнейшего компонента здорового образа жизни.

4. Цели и задачи стратегии развития государственной политики качества и безопасности пищевой продукции

Целью Стратегии является развитие государственной политики Российской Федерации качества и безопасности пищевой продукции как важнейшей составляющей профилактики неинфекционных заболеваний, укрепления здоровья, увеличение продолжительности и повышения качества жизни населения страны.

Достижение цели Стратегии будет осуществляться путем решения следующих задач:

установление обязательных требований к качеству (пищевой ценности,

органолептическим свойствам) и подлинности (фальсификации) пищевой продукции;

создание механизмов стимулирования производителей к выпуску новой продукции, а также продукции отвечающей критериям безопасности, качества, подлинности;

усиление контроля за соблюдением производителями и участниками обращения пищевой продукции обязательных требований безопасности, качества и подлинности;

усовершенствование информационной системы прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции (сырья) с использованием современных технологий;

оперативная разработка и аттестация методик определения показателей качества ( пищевой ценности и органолептических свойств) и подлинности (фальсификации) профильными научно-исследовательскими институтами;

формирование общедоступных информационных систем мониторинга безопасности, качества и подлинности пищевой продукции;

разработка и внедрение адекватной, гармонизированной с международными требованиями, системы маркировки пищевой продукции;

создание условий для производства продуктов нового поколения с заданными качественными характеристиками. Возрождение отечественного производства пищевых ингредиентов;

актуализация действующих нормативов содержания в пищевых продуктах пищевых добавок, вкусоароматических веществ, биологически активных веществ;

продвижение ценностей здорового питания.

приоритетное развитие научных исследований в области питания человека, изучение роли питания в профилактике наиболее распространенных неинфекционных заболеваний.

5. Приоритетные направления в области развития государственной политики качества и безопасности пищевой продукции

1. Установление обязательных требований к качеству (пищевой ценности, органолептическим свойствам) и подлинности пищевой продукции

С целью совершенствования понятийного аппарата в сфере качества пищевой продукции, характеризующего показатели пищевой ценности, органолептических свойств (цвет, вкус, аромат), подлинности необходимо:

разработать правовые дефиниции, устанавливающие требования к качеству пищевой продукции;

усовершенствовать понятийный аппарат, определяющий подлинность (фальсификацию) пищевой продукции;

пересмотреть принцип «добровольного применения стандартов» путем внесения изменений в законодательство;

установить для изготовителей при разработке стандартов организаций и технических условий обязанность по определению критериев качества (пищевой ценности, органолептических свойств) не ниже указанных в национальных стандартах;

ввести обязательность обоснования установления сроков годности пищевой продукции;

организовать электронную базу данных технических условий и стандартов организаций с целью их доступности для государственных органов, производителей и потребителей пищевой продукции;

установить обязательность нанесения в маркировку продукта обозначение стандарта или технического документа организации, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция;

установить прямой запрет на применение к продуктивным животным соединений, рекомендованных к запрету экспертной группой ЕЭК (SANCO G7/LC/mh (2013) 531454): хлорамфеникол, нитрофураны, нитроимидазолы, малахитовый зеленый (для рыбы), растение Аристолохия и препараты из него, хлороформ, хлорпромазин, колхицин, дапсон, кристаллический фиолетовый (генцианвиолет) (для рыбы), бриллиантовый зеленый (для рыбы), карбадокс, олаквиндокс, азаглинафарелин (для лососевых, икра которых предназначена в пищу людям), стильбены, производные стильбенов, их соли и эфиры тиреостатики, анаболические стероиды, бета-адреностимуляторы (бета-агонисты), лактоны резорциловой кислоты и их производные;

установить минимально допустимый уровень для остатков в пищевой продукции следующих групп ветеринарных лекарственных средств: антигельминтики, НПВС, седативные средства; гормональные и гормоноподобные препараты;

2. Создание механизмов стимулирования производителей к выпуску новой продукции, а также продукции отвечающей критериям безопасности, качества, подлинности

Создание механизмов стимулирования предпринимательского сообщества на изготовление и обращение пищевой продукции, отвечающей обязательным требованиям качества, предполагает:

проведение мероприятий направленных на повышение доверия населения к системам добровольной сертификации пищевой продукции;

разработку мер по повышению заинтересованности предпринимательского сообщества в производстве пищевой продукции для здорового питания, в том числе со сниженным содержанием жира, сахара и соли, специализированных (детского питания, для беременных и кормящих женщин, диетических (лечебных и профилактических), для питания спортсменов), а также функциональных и обогащенных пищевых продуктов с целью внесения их в законодательные акты Российской Федерации и ЕАЭК;

разработку государственных программ сотрудничества с предпринимательским сообществом и партнерских взаимодействий на международном, национальном и региональном уровнях, предусматривающих поддержку инициатив и пилотных проектов в разработке продуктов здорового питания.

3. Усиление контроля за соблюдением производителями и участниками обращения пищевой продукции обязательных требований безопасности, качества и подлинности

В области усиления контроля за соблюдением производителями и участниками обращения пищевой продукции обязательных требований безопасности, качества и подлинности, необходимо:

закрепить в законодательстве принцип ответственности всех участников товарооборота: производителей, дистрибьюторов (опт), продавцов за оборот продукции, не соответствующей обязательным требованиям;

распространить требования законодательства по разработке, внедрению и поддерживанию процедур, основанных на принципах Системы анализа опасных факторов и критических точек контроля (ХАССП) на обеспечение качества и подлинности пищевой продукции;

дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях отдельным составом административного правонарушения, предусматривающего ответственность изготовителей, пищевой продукции за отсутствие, либо не поддержание процедур основанных на принципах Системы анализа опасных факторов и критических точек контроля (ХАССП).

4. Усовершенствование информационной системы прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции (сырья)

С целью усовершенствования информационной системы прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции (сырья) с использованием современных технологий необходимо:

установить отдельным нормативно-правовым актом требования к информационной системе прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции, включающие:

-идентификацию участников правоотношений в процессе производства пищевой продукции и ее реализации (с учетом логистических схем);

-определение видов данных, которые подлежит сбору и хранению (в соответствии с техническими регламентами Таможенного союза, требованиями российского законодательства);

-определение порядка обмена и распространения информации, содержащейся в информационной системе;

-поиск и передача информации (возможность отслеживания и контроля над прослеживаемой продукцией, начиная с момента ее производства и до момента его продажи (потребления), или уничтожения).

предусмотреть, что информационная система прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции (сырья) является государственной информационной системой, а ее формирование и ведение обеспечиваться уполномоченным органом государственной власти;

обеспечить доступ сведений из информационной системы прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции (сырья) для всех участников оборота пищевой продукции в той части, которая необходима для осуществления деятельности;

внести изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе, предусматривающие установление согласованных подходов при проведении прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции (сырья);

уточнить в актах, составляющих право Евразийского экономического союза, обязательные минимальные требования (критерии) к прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции (сырья), в зависимости от ее вида и связанных с ней процессов обращения, а также предусмотренных процедур оценки соответствия;

дополнить законодательство требованиями, предписывающими отпуск и применение ветеринарных лекарственных средств продуктивным животным только по назначению ветеринарного специалиста с обязательным протоколированием всех действий с лечеными (обработанными) ветеринарными препаратами продуктивными животными (включая птицу, рыбу, пчёл) и растениями вплоть до окончания сроков откорма (содержания), с возможностью идентификации таких животных в информационной системе прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции (сырья);

ввести обязанность по отражению в информационной системе прослеживаемости качества и безопасности пищевой продукции (сырья) всех действий по использованию кормов, содержащих ветеринарные лекарственные средства;

дополнить законодательство требованиями к предприятиям, производящим корма с добавлением ветеринарных лекарственных средств, в части производства таких кормов только на специализированных предприятиях (специально выделенных линиях);

дополнить законодательство требованиями по использованию кормов, содержащих ветеринарные лекарственные средства, только по предписанию ветеринарного врача.

5. Оперативная разработка и аттестация методик определения показателей качества (пищевой ценности, органолептических свойств) и подлинности (фальсификации) профильными научно-исследовательскими институтами

В рамках Стратегии с целью решения задачи оперативной разработки и аттестации методик показателей качества и подлинности, необходимо:

обеспечить оперативную разработку аттестованных стандартизованных методик определения показателей качества (пищевой ценности, органолептических свойств) и фальсификации (подлинности) пищевой продукции профильными научно-исследовательскими институтами;

разработать доступные инструментальные методы для обоснования сроков годности пищевых продуктов на базе прогнозных лабораторных моделей и опытных пилотных производств, позволяющие моделировать поведение возбудителей порчи, биоконтаминантов, а также оценивать сохранность эссенциальных пищевых и биологически активных веществ, пробиотических микроорганизмов;

определить химические, физические, биохимические и генетические маркеры, позволяющие отличать натуральные продукты от их аналогов (наличие сухого молока в питьевом молоке; отличие рыбы, выращенной в аквакультуре от рыбы, добываемой в природных водоёмах и т.п.) и разработать высокоспецифические отечественные тест-системы;

создать базу данных по естественной вариабельности показателей качества пищевых продуктов;

актуализировать систему оценки эффективности биологически активных веществ, оказывающих существенное влияние на показатели здоровья человека;

провести фундаментальные и прикладные научные исследования, направленные на создание доступных методов оценки (подтверждения) заявляемой эффективности специализированной пищевой продукции, основанных на современных геномных и постгеномных технологиях.

организовать внедрение аттестованных стандартизованных методик определения показателей качества и фальсификации (подлинности) пищевой продукции в работу испытательных центров, обеспечивающих, в том числе, деятельность надзорных органов.

6. Формирование общедоступных информационных систем мониторинга безопасности, качества и подлинности пищевой продукции

С целью формирования общедоступных информационных систем мониторинга безопасности, качества и подлинности пищевой продукции, предполагается:

провести интеграцию созданных отдельными надзорными органами информационных систем, содержащих сведения о результатах лабораторных исследований пищевой продукции;

обеспечить общедоступность результатов оценки безопасности, качества и подлинности (фальсификации) пищевой продукции, проводимой надзорными органами, посредством создания единого информационного портала в сети «Интернет», позволяющего широкому кругу потребителей использовать выборки запрашиваемой информации по наименованию производителя и товара;

предусмотреть в указанных базах выделение пищевых продуктов с оптимизированным химическим составом, обладающих доказанным влиянием на показатели здоровья населения.

7. Разработка и внедрение адекватной, гармонизированной с международными требованиями, системы маркировки пищевой продукции

Стратегия предусматривает дополнения требований к маркировке пищевой продукции, в связи с чем, необходимо:

дополнить законодательством определением понятий «легкочитаемость», «понятность», «контрастность фона»;

ввести требования к размеру надписи наименования продукта, наименования изготовителя, даты изготовления и срока годности пищевой продукции путем установления размера шрифта в процентном соотношении к площади потребительской упаковки, что позволит учесть многоформатность и разнообразие размеров упаковки;

ввести требование обязательного нанесения на упаковку информации о содержании всех полезных для здоровья человека пищевых и биологически активных веществ, пробиотических и технологических микроорганизмов, а также о содержании требующих ограничения потребления транс-изомеров жирных кислот и насыщенных жирных кислот, добавленного сахара, соли, а также о пользе и рисках для здоровья;

ввести требования об особенностях маркировки пищевой продукции нового вида, включая продукцию, содержащую наноматериалы.

8. Создание условий для производства продуктов нового поколения с заданными качественными характеристиками. Возрождение отечественного производства пищевых ингредиентов

С целью проведения медико-биологического обоснования, разработки рецептур и составов, создания условий для производства продуктов нового поколения с заданными качественными характеристиками, в том числе специализированных (детского питания, для беременных и кормящих женщин, диетических (лечебных и профилактических), для питания спортсменов), функциональных и обогащенных, органических пищевых продуктов необходимо проведение следующих мероприятий:

сформировать понятийный аппарат в сфере функциональных, специализированных, обогащенных, органических пищевых продуктов содержащих термины, определяющие их отличительные признаки, оценку эффективности и положительное влияние на здоровье человека;

обеспечить развитие фундаментальных, поисковых и проблемно- ориентированных прикладных научных исследований в области разработки продуктов нового поколения с заданными качественными характеристиками, в том числе специализированных (детского питания, для беременных и кормящих женщин, диетических (лечебных и профилактических), для питания спортсменов), функциональных, обогащенных, органических пищевых продуктов, а также в области инновационных упаковочных материалов для обеспечения сохранения безопасности и качества пищевых продуктов нового поколения с заданными характеристиками;

усовершенствовать системы действующих технических норм, регулирующих требования к критериям и методам оценки эффективности специализированных (детского питания, для беременных и кормящих женщин, диетических (лечебных и профилактических), для питания спортсменов) и функциональных пищевых продуктов;

усовершенствовать принципы оценки информации о пищевой ценности, отличительных признаках пищевой продукции, а также методологию подтверждения эффективности (пользы для здоровья) специализированных (детского питания, для беременных и кормящих женщин, диетических (лечебных и профилактических), для питания спортсменов) и функциональных пищевых продуктов, в том числе полученных с использованием современных геномных и постгеномных технологиях;

создать системы управления качеством функциональных и специализированных пищевых продуктов с учетом особенностей их заданных качественных характеристик и влияния на здоровье человека;

разработать предложения по повышению заинтересованности предпринимательского сообщества в производстве пищевой продукции для здорового питания, в том числе со сниженным содержанием жира, сахара и соли, специализированных (детского питания, для беременных и кормящих женщин, диетических (лечебных и профилактических), для питания спортсменов), а также функциональных и обогащенных пищевых продуктов с целью внесения их в законодательные акты Российской Федерации и ЕАЭК;

разработать предложений по совершенствованию системы гигиенического мониторинга зон производства продовольственного сырья и пищевых продуктов, включая паспортизацию зон органического производства;

актуализировать перечень разрешенных для использования в пищевой промышленности пищевых и биологически активных веществ в составе специализированной пищевой продукции (СПП) и биологически активных добавок к пище (БАД) для потребителей всех возрастных категорий, а также растений и продуктов их переработки, объектов животного происхождения, микроорганизмов, грибов и биологически активных веществ, запрещенных для использования в составе СПП и БАД к пище;

усовершенствовать системы прогнозирования рисков развития заболеваний, связанных с контаминацией пищевых продуктов и нарушениями структуры питания;

предусмотреть государственную регистрацию следующих видов пищевой продукции: тонизирующих напитков; пищевых добавок, комплексных пищевых добавок, ароматизаторов, растительных экстрактов в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовых культур микроорганизмов и бактериальных заквасок, технологических вспомогательных средств, в том числе ферментных препаратов; пищевых продуктов, полученных с использованием генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) организмов, в том числе генетически модифицированных микроорганизмов; наноматериалов и пищевых продуктов, полученных с использованием нанотехнологий.

В области возрождения отечественного производства пищевых ингредиентов (витаминных субстанций, аминокислот, пищевых добавок, ферментных препаратов, пробиотиков, пребиотиков и др.) необходимо:

разработать современные биотехнологии производства пищевых ингредиентов;

способствовать восстановлению производства продуктов (пищевых ингредиентов) химического синтеза;

разработать и внедрить современные технологии переработки сельскохозяйственного сырья;

повысить степень переработки сельскохозяйственного сырья.

9. Актуализация действующих нормативов содержания в пищевых продуктах пищевых добавок, вкусоароматических веществ,

биологически активных веществ

С целью актуализации действующих нормативов содержания в пищевых продуктах пищевых добавок и других веществ, предлагается:

актуализировать перечни разрешенных для использования в пищевой промышленности пищевых добавок, вкусоароматических веществ, технологических вспомогательных средств (в том числе ферментных препаратов и их штаммов-продуцентов) с учетом международных требований и опыта ведущих экономически развитых стран мира, в том числе Европейского Союза;

разработать перечни разрешенных для использования в пищевой промышленности источников вкусоароматических веществ растительного происхождения;

актуализировать требования к качеству (содержание основного вещества, органолептические и физико-химические показатели) и безопасности (содержание загрязняющих примесей и остаточных количеств растворителей) пищевых добавок;

расширить спектр используемых методов и разработать новые аналитические методы определения подлинности пищевых добавок, состава ароматизаторов и содержащихся в них биологически активных веществ, в том числе, обладающих негативным действием на организм человека, а также технологических вспомогательных средств (в том числе активности ферментных препаратов);

актуализировать требования в части маркировки пищевой продукции, содержащей пищевые добавки, ароматизаторы, ферментные препараты;

внести изменения в законодательство в части особенностей маркировки пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств (ферментных препаратов, в том числе изготавливаемых с использованием ГММ);

актуализировать систему допуска в пищевую промышленность пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств, технологических микроорганизмов нового вида;

усовершенствовать существующую нормативно-правовую и процедурную базы контроля качества и безопасности продуктов пищевой биотехнологии на основе ГМО и ГММ;

восстановить процедуру подтверждения соответствия пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств и технологических микроорганизмов в форме государственной регистрации.

10. Продвижение ценностей здорового питания.

С целью обеспечения продвижения ценностей здорового питания как важнейшего компонента здорового образа жизни, необходима организация следующих мероприятий:

проведение фундаментальных, поисковых и проблемно- ориентированных прикладных научных исследований, направленных на обоснование и установление норм физиологических потребностей и рекомендуемых величин суточного потребления пищевых и биологически активных веществ для различных групп детского и взрослого населения страны;

организация эпидемиологических обследований (мониторинга) состояния питания и здоровья населения страны;

обеспечение развития сети Консультативно-диагностических центров «Здоровое питание»;

разработка и реализация новых образовательных технологий, включая интернет- технологии и программы дистанционного обучения, программы по нутрициологии, диетологии и пищевой биотехнологии для системы высшего и дополнительного профессионального образования, подготовки специалистов и кадров высшей квалификации в сфере медицины, биологии, агропромышленного комплекса и педагогики, образовательных программ для начальной и средней школы, а также просвещения населения.

11. Приоритетное развитие научных исследований в области питания человека, изучение роли питания в профилактике наиболее распространенных неинфекционных заболеваний

С целью приоритетного развития фундаментальных, прикладных и проблемно-ориентированных научных исследований в области питания здорового и больного человека, изучение роли питания в первичной и вторичной профилактике наиболее распространенных неинфекционных заболеваний, необходимо:

актуализировать формулы оптимального питания и величин физиологических потребностей человека в пищевых и биологически активных веществах;

установить механизмы действия и метаболизма загрязнителей пищевой продукции, пищевых добавок и обоснование регламентов их содержания в пищевой продукции; оценка риска для здоровья населения загрязнителей природного и антропогенного происхождения, а также систем мониторинга;

обеспечить био- и нанобезопасность пищевой продукции, полученной с использованием генетически модифицированных организмов, генной и белковой инженерии, синтетической биологии и нанотехнологии, поиск новых источников пищи;

обеспечить селекцию, разработку и создание генно-инженерных штаммов микроорганизмов, продуцентов ферментных препаратов, органических кислот, биологически активных веществ и других пищевых ингредиентов;

разработать инновационные технологии глубокой переработки сельскохозяйственного сырья для получения новых специализированных и функциональных пищевых продуктов.

разработать высокочувствительные и прецизионные аналитические методы обнаружения, идентификации и количественного определения потенциально опасных загрязнителей пищевой продукции, а также пищевых добавок, минорных биологически активных веществ пищи в пищевой продукции;

разработать инновационные технологии ранней диагностики, прогнозирования и профилактики алиментарно-зависимых заболеваний;

разработать групповые и популяционные рекомендаций по алиментарной профилактике наиболее распространенных неинфекционных заболеваний на основе результатов мониторинга состояния питания и здоровья населения.