Страховые компании должны будут выплачивать клиентам штрафы, если отказ в выплате денег по страховке будет доходить до суда и признаваться незаконным

18

Верховный суд посчитал, что имущественное страхование подпадает под действие закона о защите прав потребителей, а значит, за неправомерный отказ в выплате компаниям придется дополнительно выплачивать 50% от страховой премии. Страховщики заявляют, что все равно будут судиться с клиентами.

Верховный суд РФ обязал страховые компании к выплате штрафов клиентам, в случае если будет доказан несправедливый отказ в выплате компенсаций при наступлении страхового случая. Таким образом, клиенты страховых компаний смогут получить не менее половины от той суммы, которую страховая компания должна была заплатить изначально в качестве компенсации, сообщает «Российская газета».

Прецедент, ставший поводом для решения ВС, произошел в Санкт-Петербурге. У клиента одной из российских страховых компаний похитили автомобиль. Полиции найти его не удалось, и клиент обратился в страховую за компенсацией по полису каско. В выплате компания отказала, аргументировав свое решение тем, что подпись, стоящая в договоре страхования, не принадлежит страхователю.

В ходе судебных разбирательств выяснилось, что подпись в документе действительно ставил не сам клиент – на момент подписания договора у него болела рука, и он попросил знакомого сделать это за него, однако при самой процедуре он присутствовал лично.

Все это послужило поводом для подачи судебных исков обеими сторонами: клиент потребовал выплаты страховой премии, а компания – признания договора недействительным.

Суд принял сторону клиента, лишившегося автомобиля, объяснив это тем, что у страховой компании нет весомых оснований для признания договора недействительным. «По этому договору каско уже производились выплаты – камень повредил машину. Кроме того, клиент присутствовал при подписании документа», — объяснили свое решение судьи.

Получалось, что в первом случае, когда сумма выплаты была относительно небольшой, вопросов к подписи клиента у страховщиков не возникало.

Таким образом, очевиден был факт, что компания пыталась найти лазейку, дабы не расставаться с более крупной суммой.

Суд обязал компанию выплатить причитающиеся клиенту деньги. Однако суды усомнились в том, можно ли оштрафовать страховую за сам факт отказа, который был признан необоснованным.

Закон о защите прав потребителей (ОЗПП) предусматривает для компаний дополнительный штраф в 50% от суммы назначенной судом выплаты. Однако нижестоящие суды подобный штраф не назначили. Судьи объяснили это тем, что деятельность страховых компаний лежит не в сфере торговли, соответственно, закон ОЗПП здесь не действует.

Однако Верховный суд, рассматривая поданную клиентом кассационную жалобу, признал такой подход в корне неверным.

«Вывод суда апелляционной инстанции о том, что отношения по имущественному страхованию не подпадают под предмет регулирования закона о защите прав потребителей, является несостоятельным», — говорится в определении ВС.

Суд отменил решение не выплачивать клиенту штраф и направил дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд. Судьи формально пересмотрят свое прежнее решение, после чего автовладелец, наконец, должен получить положенную ему по закону выплату. Она должна включать в себя не только половину суммы страховой премии, но и судебные издержки клиента и компенсацию морального ущерба.

Как правило, подобные решения ВС оказывают серьезное влияние на дальнейшую судебную практику – впредь в похожих ситуациях суды первой инстанции при вынесения решения по аналогичным делам могут ориентироваться на определение вышестоящего суда.

«Подобная ситуация – скорее, исключение из правил. Страховые компании ежегодно выплачивают сотни премий за похищенные автомобили и не пытаются найти основания не делать этого, — прокомментировал “Газете.Ru” ситуацию заместитель гендиректора РЕСО-Гарант Игорь Иванов. – Оснований для отказа в выплатах страховых премий клиентам множество, и по многим из них точка зрения страховщиков расходится с точкой зрения суда.

Но для страховых компаний это является принципиальным моментом. Поэтому, даже учитывая риск получения штрафа, компании все равно будут судиться с клиентами в спорных ситуациях».

По словам Иванова, потенциальный риск штрафа не должен привести к росту стоимости страховых полисов.

Газете.Ru