В Москве состоялось совещание о «Мерах оздоровления российского продуктового рынка»

81

10 декабря 2015 года в Москве в концертном комплексе «Королевский» у Останкинской телебашни состоялось совещание на тему: «Меры оздоровления российского продуктового рынка».

В совещании принимали участие представитель Россельхозназора, Депутаты Государственной Думы, Члены Совета Федерации, представитель Русской православной церкви, представители органов власти субъектов Российской Федерации, представители институтов и испытательных центров, производители продуктов питания.

На совещании обсуждались основные проблемы в сфере обеспечения населения качественной пищевой продукцией, вопросы законодательного регулирования данной сферы и неотложные меры.

 

Рекомендации по итогам совещания «Меры оздоровления российского продуктового рынка»

Участники совещания отмечают следующее:

Качество жизни российских граждан напрямую зависит от состава продуктов питания и опасности, которую может нести этот состав, а также от организации контроля над качеством и безопасностью.

Следствием потребления низкокачественной пищи является широкая распространенность аллергических заболеваний, снижение иммунитета, развитие хронических заболеваний. Самым распространенным магазином в стране является аптека. Особые опасения вызывает возможность отдаленного влияния на генофонд нации и непредсказуемые последствия для будущих поколений.

Принятые технические регламенты допускают наличие антибиотиков и многих иных вредных веществ в молочной и мясной продукции. Причем, регламентировано содержание только некоторых из них. Что не запрещено – то разрешено без ограничений. Антибиотики могут попадать в продукты питания в результате неправильного использования их в качестве лечебных средств. Наличие в молоке стрептомицина, пенициллина и др. обусловлено чаще всего использованием для лечения маститов коров. Присутствие немедицинских антибиотиков (гризина и пр.) отмечено при включении в корма в экспериментальных условиях в превышенных количествах этих препаратов. Небольшие количества антибиотиков можно обнаружить в мясных, рыбных, молочных продуктах, птице, яйцах. Вместе с тем длительное использование в пищу продуктов, содержащих остаточные количества антибиотиков, может вызвать неблагоприятные для здоровья человека последствия – аллергические реакции, дисбактериоз, образование и передачу резистентных форм микробов. Из-за отсутствия собственного сырья в необходимом количестве, снижения потребительского спроса, российские производители молока ежегодно обрабатывают более 0,5 млн тонн немолочных жиров.

В ситуации постоянного ценового и иного давления со стороны ритейла на производителей продуктов питания, ухудшения экономической ситуации, неосведомленности потребителей, многие поставщики имеют полную возможность экономить не только на качестве, но и на безопасности продуктовых товаров. В погоне за сиюминутной прибылью многие производители применяют различные методы снижения себестоимости продукции: добавляется растительный жир, транс-жиры, продукты ГМО, антибиотики, консерванты, канцерогенные усилители вкуса, используется небезопасная упаковка и пр.

Кроме того, использование антибиотиков и консервантов увеличивает срок хранения пищевой продукции. Это удобно и выгодно всем, кроме потребителей. В таких условиях производители натуральных и качественных (и скоропортящихся) продуктов питания не могут конкурировать с ценовым демпингом производителей фальсифицированных продукции и, кроме того, лишены возможности поставлять их в торговые сети.

Мало-информированные потребители зачастую не способны отличить качественные продукты от широко представленных, разрекламированных низкокачественных продуктов в привлекательной яркой упаковке. Не дается разъяснений по поводу влияния на организм человека транс-жиров, растительных жиров, глютамата натрия и других пищевых добавок. При этом фальсификаторы, не стесняясь, могут использовать в названиях брендов слова: «ферма», «натуральный», «природа», «сделано с любовью», «детский», «эко-продукт» и тому подобные, – окончательно дезориентируя потребителя. Возможность получения потребителем информации о составе продуктов питания крайне затруднена.

Большинство надписей на упаковке наносится шрифтом, непригодным для прочтения. Информирование потребителей о содержании антибиотиков, пестицидов, диоксида серы не предусмотрено действующим законодательством. Потребитель должен знать, что он покупает. Особенно важно это для людей, страдающих аллергиями, непереносимостью глютена и др. Потребителю следует внимательно изучать состав продуктов, что сегодня крайне сложно.

Современные технологии позволяют «обманывать» организм современного человека, например, сочетание соли, сахара и жира в продуктах питания – вызывать выделение дофамина в мозг и вызывать зависимость. Употребление продуктов, содержащих компоненты, полученные с помощью ГМО, в отсутствие однозначных заключений современной науки, потенциально могут вызвать неконтролируемые последствия для будущих поколений.

В соответствии с пунктом 7 статьи 9 федерального закона «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговая организация обязана оплачивать поставщику в определенные сроки даже фальсифицированные пищевые продукты, независимо от факта их выявления государственными надзорными органами и потребителями. На практике это вызывает заинтересованность торговых организаций в сокрытии фактов выявления фальсифицированных пищевых продуктов.

Доля реализуемых населению продуктов питания, обладающих признаками фальсификации, увеличивается. Сложившаяся ситуация свидетельствует о неэффективности существующей системы противодействия производству и обороту фальсифицированных продуктов питания, отсутствии рабочего механизма взаимодействия органов государственной власти, общественных организаций потребителей и объединений предпринимателей.

Чем эффективнее система предупреждения производства и оборота фальсифицированных продуктов питания, «прозрачнее» контроль качества и «результативна» борьба с фальсификатом, тем большую нишу на рынке может занять качественная продукция.

 

Учитывая вышеизложенное, участники совещания рекомендуют:

  1. Поддержать проект Стратегии развития государственной политики обеспечения качества и безопасности пищевой продукции до 2020 года.
  2. Поручить Роспотребнадзору усовершенствовать механизм взимодействия с потребителями и их объединениями в части использования результатов анализов и иных свидетельств, подтверждающих факты реализации фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов питания.
  3. Расширить полномочия субъектов Российской Федерации в части контроля за качеством и безопасностью пищевой продукции.
  4. Ввести механизм контроля над обоснованными минимальными розничными ценами на продукты питания.
  5. Ввести акцизное налогообложение вредных продуктов питания (в том числе, содержащих транс-жиры, пальмовое масло, антибиотики).
  6. Внести изменения и дополнения в федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части усложнения оборота фальсифицированных продуктов питания: запрет оплаты и запрет возврата товара поставщику в случае поставки фальсифицированной продукции.
  7. Расширить перечень информации для потребителей (статья 10 федерального закона «О защите прав потребителей»), включая данные о содержании антибиотиков, пестицидов, диоксида серы, аллергенов.
  8. Предусмотреть возможность использования внедряемой Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) для информирования потребителей о составе продуктов питания и противодействия обороту фальсификата.
  9. Ввести запрет на использование при производстве пищевой продукции опасных пищевых добавок, красителей, консервантов и растительных жиров.

10. Внести изменения и дополнения в федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части создания для фермерских хозяйств дополнительных возможностей реализации собственной продукции вне рынков, киосков и павильонов, по льготным условиям аренды торгового места (и/или земельного участка).

11. Упростить порядок государственной регистрации биопрепаратов и безопасных средств защиты растений для более широкого внедрения отечественных безопасных технологий растениеводства и животноводства.