4 ноября. День народного единства (праздничный день, день воинской славы России).

19

1598 год. Умер царь Федор (1584-1598), сын Ивана Грозного, последний их династии Рюриковичей. Эта династия правила Русью, Московией, а после и Россией более 700 лет, но Федор скончался бездетным, никто из его братьев не дожил до этого времени и не успел оставить потомство. Еще ранее в 1591 г. скончался и царевич Дмитрий, другой сын Ивана IV, от шестой жены Марии Нагой. Вызывала эта смерть много споров и сомнений.

После смерти Федора, сына Ивана IV, новым царем на Народном Соборе избирается его шурин (брат жены) Борис Годунов, который и до кончины Федора был фактическим правителем страны, однако был не царского происхождения. Вскоре в стране начинаются серьезные экономические неурядицы (первую очередь неурожай), внешнеполитические проблемы и постепенное ограничение прав крестьян: все это вызывает недовольство народа, который начинает видеть причину бед в нарушении принципа престолонаследия.

В тоже время в Речи Посполитой* объявляется бывший монах Чудового монастыря Григорий Отрепьев, объявивший себя чудом спасшимся царевичем Дмитрием. В августе 1604 года он с небольшим отрядов поляков и казаков идет на Москву, по пути берет города, а его армия пополняется новыми сторонниками. Война почти год шла с переменным успехом, но в апреле 1605 года умирает Борис Годунов, оставив на престоле малолетнего сына Федора Годунова. Это совершенно довершило раскол в обществе: ненависть бояр и части народа к Борису Годунову, перешла на его сына, армия переходит на сторону Лжедмитрия. 16-летний неопытный царь не смог ничего сделать для удержания своей власти. 1 июня сторонники Лжедмитрия арестовывают Федора и его мать, которые впоследствии были задушены. Царем был объявлен самозванец под именем Дмитрия. 20 июня он входит в Москву, где венчается на царство. При этом церемония коронования была тройной (единственный раз в истории): сначала в Успенском соборе патриархом Игнатием была возложена шапка Мономаха, после австрийская корона, присланная еще Ивану Грозному императором Священной Римской империи[1], и вручены скипетр и держава. И наконец, в Архангельском соборе на самозванца возложили последний царский венец – шапку Казанскую.

*Государство, существовавшее с 962 по 1806 годы и объединявшее многие территории Европы. В период наивысшего расцвета в состав империи входили: Германия, являвшаяся её ядром, северная и центральная Италия, Нидерланды, Чехия, а также некоторые регионы Франции.

Но царствие Лжедмитрия было недолгим. Народу не нравилось не соблюдение им русских обычаев, а боярам то, что он приблизил к себе иностранцев. Многие подозревали, что на престоле самозванец. Меньше чем через год он венчался с Мариной Мнишек, которая, являясь католичкой, была коронована царицей. А на свадебных празднованиях разгул пьяных поляков, которые грабили прохожих и обижали женщин, в том числе и боярских дочерей, довершили дело. 17 мая  1606 года Василием Шуйским было поднято восстание, в ходе которого Лжедмитрия и большинство поляков перебила взбунтовавшаяся толпа. Марина Мнишек сумела незамеченной сбежать из Москвы.

На престол взошел боярин Василий Шуйский, но волнения было уже не остановить, в русском обществе произошел глубочайший раскол.  Часть людей сочувствовала убитому Лжедмитрию, и примкнула к новому «вновь чудом спасшемуся» самозванцу, появившемуся на западных границах, – Лжедмитрию II. Некоторые города присягнули ему. Свой лагерь он расположил близ Москвы, в Тушино, отсюда и его прозвище «Тушинский вор». В Лжедмитрии II Марина Мнишек якобы признала своего мужа. Вскоре она родила от него сына, назвала его Иваном и мечтала возвести на престол. На юге началось восстание Ивана Болотникова, страну грабили крымские татары и ногайцы, разбойничьи отряды поляков, а северные земли захватывали шведы. Талантливый русский полководец Скопин-Шуйский смог разбить войска Болотникова, отбросить войска Речи Посполитой от Троице-Сергиевского монастыря и снять осаду с Москвы, однако был отправлен своими завистниками на пиру, испугавшимися его популярности.

Тем временем, воспользовавшись слабостью своего восточного соседа, в 1609 году Польша открыто объявила войну России, а польский король Сигизмунд предложил на русский престол своего сына Владислава.  Свергнув Василия Шуйского, власть в стране в 1610 захватило собрание из семи бояр, время правления которого позднее назвали «Семибоярщина». В поиске собственной выгоды бояре приняли предложение польского правителя и предательски запустили в Кремль польский отряд. В России творилась совершенная анархия и государство, веками создававшееся кровью и трудами предков, стояло на краю гибели. Население сократилось в несколько раз, а земли распахивалось меньше чем на 20 %.

Именно в это труднейшее время русские люди объединились, чтобы спасти свою Родину от полного уничтожения. Еще в январе 1611 году патриарх Гермоген разослал по русским городам грамоту с призывом защитить родную землю. Это нашло большой отклик в сердцах народа, начало собираться большое количество ратных людей, в том числе из дальних городов. Уже к февралю из Нижнего Новгорода вышло Первое Народное ополчение с целью выбить поляков из Москвы. Его руководителем стал рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Позднее к нему присоединились казаки Заруцкого и Просовецкого, а также бывшие сторонники Тушинского вора во главе с князем Трубецким. Однако, уже под стенами столицы, вместо боевых действий против поляков руководители ополчения начали делить власть и решать вопрос о будущих привилегиях. Этим ловко воспользовались поляки, настроив казаков против Ляпунова с помощью поддельной грамоты, где было написано, что Ляпунов якобы пытается уничтожить казачество. Ляпунов был вызван в казачий круг и там зарублен 30 июня 1611 г. Большая часть ополчения разошлась по домам, а у Москвы остались лишь казаки. Инцидент с убийством Ляпунова ещё больше усилил существовавший и до того антагонизм между казаками и дворянством.

В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал свои призывы к освободительной борьбе, которые поддержали жители и посадские люди. Возглавить народное ополчение должен был князь Дмитрий Пожарский, который уже не раз прославился как полководец, и оправлялся от ранения, полученного под Москвой в составе Первого ополчения. Его выбрали за такие качества как честность, отвага, бескорыстие, взвешенность решений. Пожарский согласился возглавить ополчение, но с условием, что Кузьма Минин будет руководить всей хозяйственной стороной.

Совместными усилиями удалось достаточно быстро наладить сбор средств и снаряжения для нового ополчения, а солдатам был назначен крупный постоянный оклад. Укреплению Второго Народного ополчения способствовало и единство целей: освобождение Москвы от интервентов, свержение бояр-изменников  и избрание государя на всенародном соборе, который бы объединил все силы страны и прекратил творящейся в ней хаос. В марте 1612 года под руководством Д.М.Пожарского из Нижнего Новгорода выходит народное ополчение, собранное на средства жителей городов, не занятых поляками, шведами и бунтовщиками.

Действия ополчения были поддержаны  патриархом  Гермогеном, отказавшимся выполнить требования московских бояр-изменников об осуждении ополчения. К Москве было направлено крупное подкрепление под руководством гетмана Ходкевича в помощь польско-литовскому гарнизону.  Народное ополчение выступило из Ярославля и в конце июля — начале августа 1612 года подошло к Москве, заняв позиции вдоль западных стен Белого города. В сражении 22 – 24 августа, в критический момент боя, на помощь ополчению, несмотря на нежелание многих руководителей, подошли также казаки из первого народного ополчения. Ходкевич был разбит и направился в Можайск, а к сидевшим в Кремле и Китай-городе полякам не пропустили обозы с припасами.  Польский король Сигизмунд, узнав о поражении гетмана, направил свои войска в Польшу.

У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы Божией матери. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. 4 ноября в ожесточенном приступе силы ополчения и казаков, наконец, взяли Китай-город. Это не оставляло никаких шансов засевшим в Кремле полякам. Просидев еще два дня и совсем обезумев от голода, они пошли на переговоры, а 7 ноября отворили ворота в Кремль, куда вошли русские войска вместе с иконой Казанской Божьей Матери. Столица Россия была полностью очищена от интервентов!

Страна получила необходимую короткую передышку для того, чтобы выбрать нового правителя. Был нужен новый законный царь, который еще не запятнал себя позорными поступками во время смут, которого примет вся Земля Русская

По всем городам и волостям были разосланы грамоты, с приглашением прислать в Москву выборных для великого дела. Грамота от 15 ноября 1612г., подписанная Пожарским, призывала всё Московское государство избрать по десять человек выборных от каждого города для избрания Царя.

К концу холодной зимы 1613 года в столицу на Всероссийский Земский Собор со всей страны тянутся люди, чтобы решить в эту трудную минуту судьбу Отечества. На Земском Соборе присутствовали представители 50 городов, освобожденных от польской оккупации и воровских шаек атамана Заруцкого, ярого сторонника возведения на Московский Царский престол сына Марины Мнишек и Лжедимитрия II. На собор собрались люди всех сословий: боярство и дворянство, духовенство. Впервые на соборе появились посадские люди, купечество, казачество, крестьянство. Собралось более 800 человек, что было достаточно много даже для Всероссийского Собора. После 3-дневного поста, моления и причастия начались выборы нового царя.

Члены собора решили не избирать на русский трон иноземного правителя. Были отвергнуты кандидатуры польского королевича Владислава и шведского короля Карла Филиппа, а также «воренка» – сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II. Но это мало упрощало ситуацию. Только российских претендентов было около 10 человек, в том числе представители старых княжеских фамилий, связанных с Рюриковичами и Гедеминовичами: Ф. И. Мстиславский и В. В. Голицын.  Называли также и руководителя народного ополчения князя Д. М. Пожарского и князя Д. М. Трубецкого, тесно связанного с казаками.  Большинство участников Земского Собора 1613 г. было настроено на скорейшее избрание Царя из русского боярского рода. Однако боярских родов, не запятнавших себя в смуту, или запятнанных сравнительно меньше других, было совсем не много.

Именно тогда и возникла во многом компромиссная  кандидатура М. Ф. Романова. Михаил Романов был внучатым племянником Ивана Грозного, что делало его одним из ближайших родственников последних Рюриков.  Шестнадцатилетний юноша, не участвовавший в событиях Смуты, был сыном находившегося в польском плену главы знатного боярского семейства Романовых, Федора. Он был двоюродным братом царя Федора Ивановича и мог претендовать на престол, потому с приходом Бориса Годунова он был насильно пострижен в монахи с именем Филарет.

Согласно источникам, большую роль в избрании Михаила Романова сыграли участвующие в соборе донские казаки. Именно их представитель и выкрикнул Михаила Романова. Однако помимо казаков за его кандидатуру ратовал Федор Иванович Шереметьев. Именно с его помощью и поддержкой идея избрания Михаила Федоровича Романова на престол Московского царства овладела как членами Земского собора 1613 года, так и широкими кругами представителей самых разных сословий.

Сильное влияние оказала поддержка кандидатуры Михаила Федоровича наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Дионисием. Эта авторитетное мнение сильно укрепила позиции Михаила Федоровича в общественном мнении представителей различных сословий Московского государства и, прежде всего, двух из них, в наибольшей степени противостоявших друг другу: служилого дворянства и казачества.

Смута научила русских людей быть осторожными. Не случайно, решив выбор Михаила Романова, собор отложил оглашение избрания на две недели, до 21 февраля. Только после этого в Кострому в Ипатьевский монастырь, было направлено посольство во главе с рязанским архиепископом Феодоритом, келарем Троице-Сергиева  монастыря Авраамием Палицыным и боярином Шереметевым. Там вместе с матерью инокиней Марфой, также насильно постриженная в монахини усилиями Бориса Годунова, жил Михаил.

Знатные вельможи и архиереи молили на коленях инокиню Марфу благословить своего сына на Московский престол. Все понимали, что если Михаил откажется, то Смута продолжится и тогда уж наверняка погребет Россию. 6 часов послы упрашивали Романовых принять бремя власти, пока  юноша не согласился. На русский престол после 8 лет безвластия и ужасов Смуты восходил новый царь – Михаил Федорович Романов, дав начало династии, которая будет править Россией будущие 300-лет, превратив ее в новую могущественную империю.

Избрание царя на всенародном Земском Соборе способствовало объединению всего населения огромной России, которое ждало спокойствия на родной земле. Лишь только всеобщим согласием можно было выбрать нового правителя страны, не обрекая ее на еще большие волнения и неурядицы.