19 ноября родился Михаил Васильевич Ломоносов

4

Михаил Васильевич Ломоносов  родился 19 ноября (8 ноября по старому стилю) 1711 года в селе Денисовка Архангельской губернии.

М.В. Ломоносов –  первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики, заложил основы науки о стекле.. Он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Статский советник, профессор химии (с 1745), и действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук.

Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов оказал огромное влияние на развитие науки и культуры России. Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать её на благо экономического и культурного процветания Родины. Забота о могуществе Российского государства обратила Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научной смены.

Ещё при жизни М. В. Ломоносова «образ его сиял для русских современников светом осуществившейся надежды на силу национального гения». Дела его впервые решительным образом опровергли мнение заезжих иностранцев и отечественных скептиков о неохоте и неспособности русских к науке.

М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с её разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Михаил Васильевич Ломоносов родился  8 (19) ноября 1711 г. в селе Мишанинском Куростовской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии. Его отец, Василий Дорофеевич, произошел из крестьян-поморов, занимавшихся в основном рыбным промыслом. Мать – Елена Ивановна Сивкова, была дочерью дьячка соседней волости.

Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова и наложили свой отпечаток на его интересы и стремления. О том, как жил Михаил в детстве, сохранилось не так уж много сведений. Известно, что ему выпало немало беспрестанного труда. Он гордился своим поморским происхождением и с большим уважением относился к своим землякам-поморам. Их энергия, настойчивость и трудолюбие запечатлелись в его памяти на всю жизнь. Разнообразная природа севера, богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, а суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым. Ломоносов рос и развивался в кругу разнообразных ремесленных и технических интересов. Рядом с ним работали гончары, кузнецы, бондари, плотники, судостроители, мастера морских промыслов.

На 12 году жизни он стал обучаться грамоте у местного дьяка Семена Никитича Сабельникова, который научил его читать и писать. Однако самыми важными книгами для него стали «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого, «Псалтырь» Сименона Полоцкого, которые он брал у Христофора Дудина, крестьянина соседней деревни. Впоследствии, он назвал эти книги «вратами» своей учености. Михаил в очень короткое время уяснил все премудрости грамматики и арифметики, стал разбираться в рифмах, в способах сложения стихов, и сразу же применял свои умения в деле. Он превзошел в искусстве чтения не только сверстников, но и своего наставника. Будучи лучшим чтецом деревни, пристрастился читать в местной церкви во время богослужения псалмы и каноны.

Когда Ломоносову не было и 10 лет, умерла его мать. В доме не хватало женской руки, у отца не было времени заниматься хозяйством, поэтому он женился вторично на Федоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней волости. Однако, со своей второй женой он прожил недолго: летом 1724 года она умерла. Отец был вынужден жениться в третий раз. С новой женой отца у Ломоносова отношения не складывались. Как крестьянскому сыну, ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу. Отец не мог обеспечить его всем необходимым, он с трудом мог понять запросы сына, и трения между ними становились неизбежными. Рассчитывать на дальнейшее и настоящее обучение в Холмогорском уезде не приходилось. Основная причина, по которой Ломоносов решает покинуть родительский дом – отсутствие поблизости учебного заведения, где можно было бы выучить иностранные языки. А без них нельзя овладеть более широкими познаниями. Вот почему он замышляет попасть в Москву или Петербург, чтобы «вдаваться в науки».

В возрасте 19 лет М.В. Ломоносов покидает родительский дом. Задуманный план осуществить было непросто, во-первых, предстояло разжиться паспортом, иначе, в первом же населенном пункте центральной России его схватили бы, как беглого крестьянина. Но для получения паспорта требовалось расположить к себе волостное начальство.

Все эти препятствия Ломоносову удалось миновать сравнительно благополучно. Холмогорские власти отпустили его 7 декабря 1730 года, правда, только до сентября месяца 1731 года. 9 декабря ему оформили паспорт, и 10-11 декабря, в стужу, юноша отправился в дальний путь, с занятыми у соседа тремя рублями в кармане, имея на руках лишь небольшой узелок со связкой «любезных книг» по грамматике и арифметике. Впереди была Москва, которую Ломоносов мог представить по скупым рассказам бывалых поморских людей. Однако преодолеть расстояние более тысячи верст в одиночку, пешком в зимнее время – дело рискованное. Ломоносов упросил проезжавшего мимо приказчика, чтобы он взял его с собой, и через три недели, в начале января 1731 года, вместе с рыбным обозом, прибыл в столицу Российского государства.

С жильем в Москве ему помогли земляки, и Ломоносов подает прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, в которой обучались дети священников. В год поступления Ломоносова в Академию там было 236 человек. Прохождение полного курса было рассчитано на 13 лет. Обучение было разделено на 8 классов, или на 8 школ, как тогда говорили, которые включали в себя 4 низших класса, 2 средних и 3 высоких. Несмотря на то, что Ломоносов умел читать и писать, знал грамматику, он был определен в первый класс, так как совершенно не знал латинского языка, которому обучали с первого класса академии. Большая разница в возрасте принесла ему немало горечи и обид от одноклассников.

Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии с небольшим перерывом до конца 1735 года (в это время он был на предпоследнем, двенадцатом курсе). Однако вместо положенных тринадцати лет, он провел в академии только пять. Знания давались Ломоносову легко. Он выучил латинский и греческий языки, много занимался арифметикой, географией, историей, литературой, читал книги на славянском языке. Его интерес к науке с каждым годом рос.

Надо отметить, что жизнь Михаила Ломоносова была все эти годы тяжелой. Ученикам первых шести классов выдавалось «на все про все» по три копейки в день, а в старших классах – лишь немного больше. Обучение в основном велось на низком уровне. Так, астрономия излагалась с позиций Птолемея, хотя уже давно широкое распространение получили взгляды Коперника.

В самом конце 1735 года 24-х летний Ломоносов в числе двадцати наиболее способных учеников был направлен для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Главными задачами академии в то время было проведение научных исследований (в основном по математике, физике и гуманитарным наукам) и подготовка отечественных ученых.

В академии на этот раз Ломоносову пришлось пробыть не долго, менее года. По договоренности между Петербургской академией наук и немецкими учеными-горняками во второй половине 1736 года в Германию выехала небольшая группа молодых ученых в составе трех человек, среди которых был Ломоносов. В их задачу входило изучение металлургии и горного дела.

Около 5 лет провел Ломоносов в Германии. Первые три года он был студентом известного университета, основанного в 1526 году, в небольшом немецком городе Марбурге. Менее чем за год Ломоносов хорошо освоил немецкий и французский языки, которые он до этого не знал. В то же время Ломоносов посещал лекции по математике, механике, физике, гидравлике, архитектуре, философии, праву, психологии и другим наукам. Лекции читал известный ученый-энциклопедист, почетный член Петербургской академии наук Христиан Вольф. Более того, Ломоносов слушал курс теоретической химии, читал современную немецкую художественную литературу, сочинения по риторике французских филологов, слушал лекции по римскому красноречию. Он изучал «Избранные речи» Цицерона, сочинения Овидия, Виргилия, Снеки, занимался вопросами стихосложения, пробовал писать стихи.

В 1739 году Михаил Ломоносов успешно закончил Марбургский университет.

Летом 1739 года Ломоносов и два его товарища прибыли в горнозаводской саксонский город Фрейбург, чтобы изучать непосредственно металлургию и горное дело, а также практическую химию. Время, проведенное во Фрейбурге, было очень полезным для Ломоносова. Студенты посещали рудники, металлургические заводы. Во время таких посещений давались квалифицированные объяснения. Большое впечатление произвела на Ломоносова Фрейбергская химическая лаборатория, в которой проводились нужные для практики химические анализы, научные исследования и опытные учебные работы. Возможно, что именно здесь Ломоносов оценил важность эксперимента в науке и по возвращении в Россию затратил много усилий для создания химической лаборатории в Петербургской академии наук.

Будучи в Германии, Михаил Ломоносов жил на квартире. Там он познакомился с дочерью хозяйки Елизаветой-Христиной Цильх, женился ней, и у них родилась дочь. Брак с Елизаветой был заключен в 1740 году и долгое время скрывался. В 1743 году, когда его положение станет более прочным и обеспеченным, она с дочерью приедет из Германии в Петербург.

С помощью русского посланника в июне 1741 г. М. В. Ломоносов, наконец, вернулся, в Россию, в Петербург. Начался петербургский период жизни, длившийся до его кончины. В эти годы развернулась его поразительно разнообразная и неуёмная деятельность.

НАУЧНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Никак нельзя сказать, что в России его ждала теплая встреча, и были созданы удовлетворительные условия для работы. Ломоносов стал настойчиво добиваться в Академии наук развития именно тех наук, в которых нуждалось отечество, промышленность. В течение первых семи месяцев, несмотря на глубокие знания и желание служить отчизне, он оставался на положении студента, но, тем не менее, сразу включился в активную деятельность: составил каталог минералов и окаменелостей музея (кунсткамеры), занимался физико-химическими исследованиями, работал над уяснением ряда фундаментальных физических законов (теория теплоты, электрического поля). Ломоносов делает открытие в области атмосферного электричества, астрофизики, объясняет природу северного сияния, создаёт «ночезрительную» трубу, обосновывает научную методику метеослужбы, предлагает действенные меры по охране лесных богатств. Ломоносову принадлежат лучшие в XVIII веке пособия по горно-рудному делу и лучшие проекты географических экспедиций, а также предложения по освоению Североморского пути, реализация которых впоследствии дала большую выгоду нашему государству. Кроме того, он писал стихи, делал переводы статей с немецкого языка на русский.

В начале 1742 года, Ломоносов был назначен помощником профессора физического класса, что делало возможным вести самостоятельную научно-исследовательскую работу, улучшало материальное положение. Ему принадлежит ряд работ, касающихся электрических явлений. Вместе со своим другом, известным в то время ученым Г.В. Риманом, он занимался изучением атмосферного электричества. Для этой цели была создана специальная электрическая машина, один из опытов с которой при изучении грозового разряда закончился трагически – Риман погиб. Ломоносов ставил цель предохранить сооружения от молнии.

Однако жизнь Ломоносова, обладавшего кроме выдающихся способностей и трудолюбия, еще горячностью и вспыльчивостью, оставалась нелегкой. Примером тому может служить факт, что в 1743-1744 году, он в течение восьми месяцев находился под стражей, сначала в караульном помещении, а затем под домашним арестом, по той причине, что на него была послана жалоба о «недостойных поступках».

Как это не удивительно, время, проведенное Ломоносовым под стражей, оказалось для него творческим и плодотворным. Он занимался вопросами строения вещества, формулировал свои естественнонаучные и философские взгляды, начал работать над трудом «Риторика», написал ряд стихотворений.

В 1743 году Ломоносов был утвержден Сенатом в должности профессора химии, что означало в то время признание его членом Петербургской академии наук.

14 июня 1745 года Ломоносов представил свою диссертацию «О металлическом блеске».

В 1748 году произошло очень важное для Ломоносова событие, осуществления которого он добивался многие годы, – рядом с домом, в котором жил Ломоносов, была построена Химическая лаборатория, располагавшая современным оборудованием и реактивами. Постройка этой лаборатории началась в 1746 году. В лаборатории Михаил Васильевич проработал более десяти лет.

Ломоносов всегда стремился все созданное им в науке сделать полезным для промышленности. Эта была одна из главных черт его творчества. Так, занимаясь в Химической лаборатории силикатами, он приложил много усилий, чтобы создать вблизи Ораниенбаума (теперь г. Ломоносов) фабрику цветного стекла. Ломоносов проделал свыше четырех тысяч опытов в поисках нужных составов. Он был очень увлечен проблемой создания цветных и бесцветных стекол, которые необходимы науке и промышленности. Также, на фабрике изготовлялся бисер и стеклярус. Причем станки для их изготовления проектировались самим М.В. Ломоносовым. Ряд машин и приспособлений приводился в движение водяной мельницей. Его Химическая лаборатория была оснащена неплохими приборами: точными термометрами, барометрами, различного типа весами. Также, в лаборатории размещались разного назначения печи, как с естественным, так и с искусственным дутьем: плавильные, стекловаренные, перегонные. Наиболее крупные стекловаренные печи использовались не только в опытных целях, но и для изготовления стекла и фарфора. Впрочем, профессор химии оказался малоопытным фабрикантом, и последние годы его жизни предприятие, требовавшее больших расходов, доставляло ему больше забот, чем радостей.

Одним из крупнейших открытий Ломоносова, основы которого были получены опытным путем в Химической лаборатории, было доказательство закона сохранения вещества. Он повторил опыт Бойля, состоявший в нагревании металла в герметически закрытом сосуде. Но Бойль, проводя такого рода эксперимент, сделал неверный вывод, что корпусы огня проникают через стенки колбы во время опыта. Ломоносов же, доказал обратное. Его опыт отличался от опыта Бойля тем, что он взвесил сосуд, не раскрывая его. Таким путем, Ломоносов установил, что вес колбы в результате опыта остается неизменным. Это был очень важный вывод.

В декабре 1759 года М. В. Ломоносов и И. А. Браун первыми получили ртуть в твёрдом состоянии. Но важность этого успеха для М. В. Ломоносова выражалась в большей степени не фактом приоритета, а логикой аргументации ряда положений его корпускулярно-кинетической теории, и последовавшим успехом в классификации веществ — когда учёным первым в январе 1760 года, наряду с решением ряда других задач, была показана электропроводность и «ковкость» ртути, что стало основанием для отнесения этого вещества к металлам.

В 1756 г. М.В. Ломоносов построил себе дом с домашней лабораторией в Петербурге, на Мойке. Здесь, вероятно, помещалась и оптическая мастерская, где по его проектам мастерами строились разнообразные приборы, телескопы, микроскопы, перископы, мореходные и другие инструменты.

Химическая лаборатория стала местом, где М. В. Ломоносов в 50-х годах с громадным увлечением занялся совсем новым, большим и своеобразным делом – мозаикой. Задача эта вполне подходила к характеру и вкусам М. В. Ломоносова; в ней переплелось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. М.В. Ломоносов задачу решил с начала до конца. Ему пришлось разработать способы компоновки стеклянных кусочков в прочную мозаичную картину, и обеспечить художественное достоинство этих картин.

Постигнув секрет мозаики, изготавливает большие партии разноцветных кусочков стекла; за отсутствием художников сам принимается набирать мозаичные картины, и его «Полтавская баталия» по сей день украшает вестибюль здания Академии наук в Санкт-Петербурге. Из двенадцати известных мозаичных картин (в том числе знаменитой «Полтавской баталии»), сохранившихся и выполненных в лаборатории (а впоследствии на фабрике в Усть-Рудицах), пять приписываются лично М. В. Ломоносову. В знак признания работ по мозаике М. В. Ломоносов был избран в 1764 г. почётным членом Болонской Академии наук.

Учёным было сконструировано и построено несколько принципиально новых оптических приборов, им создана русская школа научной и прикладной оптики. М. В. Ломоносов создал катоптрико-диоптрическую зажигательную систему; прибор «для сгущения света», названную им «ночезрительной трубой», предназначавшаяся для рассмотрения на море удалённых предметов в ночное время или, как говорится в его статье тому посвящённой «Физическая задача о ночезрительной трубе» (1758) — служившую возможности «различать в ночное время скалы и корабли» — 13 мая 1756 года он демонстрировал её на заседании Академического собрания.

М. В. Ломоносовым разработан и построен оптический батоскоп или новый «инструмент, которым бы много глубже видеть можно дно в реках и в море, нежели как видим просто». Большой интерес представляет созданная учёным конструкция «горизонтоскопа» — большого перископа с механизмом для горизонтального обзора местности. Также им предложен прибор для качественного определения вязкости жидкостей (вискозиметр). М. В. Ломоносов — талантливый изобретатель и приборостроитель, в то же время стоит у истоков русской теоретической оптики.

М. В. Ломоносов, хорошо знавший телескопы И. Ньютона и Д. Грегори, предложил свою конструкцию. Он пишет в конце весны — начале лета 1762 года: «Я всегда лелеял желание, чтобы эти превосходные небесные орудия, коих изобретение составляет славу Ньютона и Грегори, не по размерам только, как это обычно происходило, возрастали, но получили и иные, почерпнутые из сокровищ оптики усовершенствования».

Суть и отличие от двух предыдущих предложенного им усовершенствования заключались в том, что новая конструкция имела лишь одно вогнутое зеркало, расположенное под углом около 4° к оси телескопа, и отражённые этим зеркалом лучи попадали в расположенный сбоку окуляр, что позволяло увеличить световой поток. Опытный образец такого телескопа был изготовлен под руководством М. В. Ломоносова в апреле 1762 года, а 13 мая учёный демонстрировал его на заседании Академического собрания. Изобретение это оставалось неопубликованным до 1827 года, поэтому, когда аналогичное усовершенствование телескопа предложил У. Гершель, такую систему стали называть его именем.

Побуждаемый царицей Елизаветой, Ломоносов, несмотря на бесконечный груз дел, тяготевший над ним, принимается за русскую историю. Он решается создать труд по истории нашего государства, основанный на объективном изучении древнерусских летописей, а также свидетельств авторитетных авторов древности. Он, опираясь на древние летописи, доказывал, что становление государства произошло задолго до прихода варягов и что роль и значение последних очень преувеличены. Он был сторонником сарматской теории этногенеза славян, о чем свидетельствует его труд «Древняя российская история» и опровергал норманнскую теорию, ссылаясь, среди прочего на «Окружное послание патриарха Фотия». Вел полемику с Г. Ф. Миллером, обвиняя его в умышленном принижении русского народа в научных исследованиях.

Исходя из того, что «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики, а в русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков, М. В. Ломоносов утверждает, что «варяги», приглашенные во главе с Рюриком на княжение в Новгород, упоминаемые в «Повести временных лет», были не скандинавами, а балтийскими варягами славянского происхождения.

Созданная им «Древняя российская история» (1754-1758) явилась крупным вкладом истории нашего народа и государства. Гениальность Ломоносова проявилась не только в естественно-научных открытиях.

Особую важность имеют труды Ломоносова в области языка и литературы. М.В.Ломоносов создал «Российскую грамматику», обосновал теорию «трёх штилей», разработал нормы русского литературного языка. Учение Ломоносова о «трёх штилях», как и разработанные им грамматические категории, – это шаг вперёд в овладении богатейшими возможностями русской речи. Литературный язык до Ломоносова отличался лексической пестротой, обилием обветшавших слов. Пользоваться таким языком в сферах науки, а тем более поэзии было невозможно. Реформа письменного, литературного языка была жизненно необходима. К выполнению этой ответственной задачи времени и приступил Ломоносов.

Он пришел к выводу, что совершенствование русского литературного языка возможно лишь на основе сближения с народной речью. Учёный не только ощущал «природную» красоту и силу народного языка, но и показывал всё это на примере собственной речи. «Карл Пятый, римский император, говаривал, – писал Ломоносов, – что ишпанским языком – с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Преодолеть неумение народа выражать свои мысли без толковой книги по русскому языку было невозможно. К созданию такой книги и обратился Ломоносов, опубликовав в 1757 году первую «Российскую грамматику», в которой на научной основе разработаны основные грамматические категории родной речи.

«Российская грамматика» открывала доступ к образованию самым широким слоям населения. Написана она ясным и чётким языком, примеры красочны, легко запоминаются. Ломоносов раскрывал в своих пояснениях и правилах значение человеческого слова. Слово, в истолковании Михаила Ломоносова, – это сгусток человеческого опыта. Оно отражает различные стороны бытия, в нём, и в его выборе, сказывается глубина восприятия отдельным человеком окружающего мира, связь с национальными традициями, темперамент личности.

Ломоносов настойчиво боролся за чистоту и самобытность родной речи и приложил немало усилий для создания школы русского красноречия. Сам он понимал толк в этом деле, прослыл «златоустом», отсюда и желание его помочь соотечественникам в обращении с родными словами. Подготовленная им «Риторика» издавалась несколько раз, что свидетельствует о её большой популярности. Работы Ломоносова в области филологии следует рассматривать как этапный момент в развитии всей нашей культуры, в первую очередь литературы и языка. Русский язык обязан ему правилами, а стихотворство и красноречие – формами. Но русское стихотворство обязано Ломоносову не только формами, но и содержанием. Ломоносов в шутку именовал свои занятия поэзией «утехою», в сравнении с физикой и химией. Вероятно, слово «утеха» употребляется больше, в смысле восторга души. Ломоносов – выдающийся поэт.

Именно с приходом Ломоносова в поэзию тема России наполняется глубинным содержанием. Он осуществил реорганизацию жанра оды, под его пером ода стала средством художественного воплощения передовых общественных идеалов. Но его творчество далеко не ограничивалось только торжественной лирикой. Он писал трагедии, басни, эпиграммы, переложения псалмов, героическую поэму и в каждом из этих жанров показал себя опытным мастером и пролагателем новых путей. Ломоносов был одарён пылкой душой, способной остро воспринимать красоту окружающего мира.

Ломоносов отлично владел музыкой слова, секретами фонетического благозвучия. Он полагал, что звук «а» может способствовать изображению «великолепия», «глубины и вышины»; а звуки «е», «и», «ю» усиливают нежность, певучесть12. Ломоносов часто подбирал слова так, чтобы они очаровывали читателя. Поэзия Михаила Васильевича Ломоносова приравнивается к самым значительным достижениям мирового искусства, и только благодаря ему стало ясно, какие возможности таит в себе русский стих.

Ломоносов впервые ввёл в русский язык и науку множество новых научных терминов, которые большей частью закрепились и в быту. Часть из них явилось транскрипций и транслитерацией устоявшихся или только ещё вводимых в научную лексику терминов: атмосфера, микроскоп, минус, полюс, селитра, формула, горизонт, диаметр, радиус, пропорция, барометр, эклиптика, метеорология, оптика, периферия, сулема, эфир, поташ… и тому подобных. Другие представляют собой кальки — присутствовавших в научном тезаурусе или неологизмы. По разным источникам к ним относят следующие: градусник (от латинского слова градус — ступенька), предложный (падеж), зажигательное (стекло), огнедышащие (горы), преломление (лучей), равновесие, негашёная (известь), горизонтальный, вертикальный, квадрат, кислота, удельный (вес), квасцы, сферический.

В 1757 г. М. В. Ломоносов был назначен начальником Географического департамента при Академии. Ему пришлось войти, прежде всего, в трудное дело организации исправления географических карт. Натура М.В. Ломоносова, впрочем, была такова, что и этой новой областью он занялся с увлечением. В 1759 г. он читает в Академии «Рассуждение о большой точности морского пути», содержащее разбор методов определения долготы и широты, проект международной Мореплавательной академии, мысли о земном магнетизме. В 1763 г. М.В. Ломоносов составляет «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».

Наиболее полное представление Ломоносова о преобразованиях лика земного содержится в его работе «О слоях земных», которую называют началом русской научной геологии. Ломоносовым выдвинута гипотеза о существовании зон с быстрыми и медленными вертикальными движениями земной тверди в зависимости от силы «внутреннего огня», о первостепенном вкладе этих движений в происхождение крупнейших неровностей земной поверхности.

Ломоносов решительно был настроен на существенное совершенствование карт и атласов страны. Он сам принимал участие в составлении карт. В частности, им была подготовлена карта Арктики как обширного океанического пространства с предполагаемым положением берегов Северной Америки.

Ломоносов выдвинул идею систематического обновления географических карт через каждые 20 лет. В обновлении нуждался и Академический атлас. Он  считал необходимым, чтобы в новом атласе были отражены явления социально-экономического характера. Материалы для атласа предполагалось в краткий срок собрать с помощью «географических запросов», разосланных в 1760 г. по губерниям и уездам. В анкете содержалось 30 вопросов, десять из которых относились к физической географии, остальные — к экономической и природопользованию.

Ломоносов ввёл в научный оборот термины «экономическая география» и «экономическая ландкарта». Он глубоко интересовался демографией — этой теме посвящено его сочинение «О сохранении и размножении российского народа».

Ломоносов немало достиг в области астрономии. 26 мая 1761 года он у себя дома наблюдал редкое астрономическое явление – прохождение Венеры по солнечному диску. Итоги своих наблюдений, а также других лиц, М. В. Ломоносов опубликовал в мемуарах «Явление Венеры на солнце, наблюдённое в Санкт-Петербургской Академии наук 26 мая 1761 года». В нём Ломоносов описывает замечательное явление расплывания кажущегося края солнечного диска при вступлении планеты. Отсюда М. В. Ломоносов впервые в истории астрономии сделал важное заключение о наличии «знатной воздушной атмосферы» у Венеры, и дал правильное объяснение этому явлению как следствию преломления солнечных лучей в атмосфере Венеры.

Ломоносову принадлежит также подтвердившаяся в дальнейшем гипотеза о протекании на поверхности Солнца процессов, в результате которых состояние вещества претерпевает изменения. Он занимался и совершенствованием астрономических приборов и использованием их в мореплавании. Одна из работ Ломоносова, посвящена Северному морскому пути, сообщения по которому представлялись ему возможными и важными.

В рамках метеоисследований, в том числе измерений на разных высотах (температура, давление и т. д.), М. В. Ломоносов, независимо от идеи Леонардо да Винчи, чьи труды найдены много позже, разработал летательный аппарат вертикального взлёта — первый прототип вертолёта, при двух равных винтах на параллельных осях, равноудалённых от центра тяжести и оси прибора. Однако он не подразумевал пилотируемых полётов — только подъём метеоприборов. Сохранившиеся документы показывают, что учёный сделал его действующую модель. К сожалению, оригинальной аэродромической машины не сохранилось, имеющиеся в музеях модели являются реконструкциями.

В интересы Ломоносова входили также геология, горное дело и металлургия. В геологии, для Ломоносова отправной точкой зрения было представление о постоянных изменениях, происходящих в земной коре. Он справедливо утверждал, что формирование поверхности Земли – процесс длительный, происходящий под действием как внешних причин (дождь, ветер, изменение внешней температуры, морские волны), так и внутренних (землетрясения, извержения вулканов). Эта идея развития геологии, высказанная им, намного опережала состояние современной ему науки.

Внимание Ломоносова привлекали как рудные, так и горючие ископаемые: уголь, горючие сланцы, торф, нефть. Он утверждал, что горючие ископаемые имеют растительное или животное происхождение. Ученый предвидел, что уголь может стать сырьем для получения полезных продуктов, в частности технических масел.

Ломоносов предлагал свои гипотезы о возникновении рудных жил и способы определения их возраста, о происхождении вулканов, пытался объяснить земной рельеф в связи с представлениями о землетрясениях. Он защищает теорию органического происхождения торфа, каменного угля и нефти, обращает внимание на сейсмические волнообразные движения, предполагая также существование незаметной, но длительной сейсмики, приводящей к значительным изменениям и разрушениям земной поверхности. Только в 1763 году, незадолго до смерти, М.В. Ломоносов опубликовал свою книгу «Первые основания металлургии или рудных дел» в первом варианте, подготовленную ещё по свежим следам пребывания во Фрейбурге в 1742 г. Особый интерес по оригинальности и важности мыслей представляет часть книги, озаглавленная «О слоях земных».

Одна из самых главных заслуг Ломоносова в том, что он был инициатором создания Московского университета, принимал активное участие в разработке таких важнейших вопросов, как состав студентов университета и порядок их приема, содержание и организация обучения, экспериментальная база университета, создание в нем своей типографии. Он стремился к тому, чтобы в университет могли поступить наиболее способные молодые люди, включая детей крепостных крестьян. Московский университет, носящий теперь имя М.В. Ломоносова, был открыт весной 1755 года.

В 1759-1760 годах М.В. Ломоносов разрабатывает план объединенного академического центра. Речь шла о постройке четырнадцати корпусов, где располагались бы все здания академии.

Чуть позже он разрабатывает структуру управления Петербургского университета, расширят систему образования, вводит новые предметы. В 1819 году после смерти Ломоносова состоялось открытие Петербургского университета.

Его известность и как крупнейшего ученого, и как талантливого стихотворца непрерывно росла.

К сожалению, здоровье, быстро ухудшалось. Ещё осенью 1748 года у 36-летнего Ломоносова появились первые признаки болезни. Он много недель не мог работать. Сказывалась огромная работа и тяжелая обстановка в академии, непрерывно возникавшие препятствия на пути решения важных задач развития науки, которые Ломоносов старался преодолеть, не жалея сил. Но во второй половине 1762 года болезнь отступила, и Ломоносов принялся за работу. В 1765 году Ломоносов снова заболел. Выдающийся ученый скончался на 54 году жизни 4 (15) апреля 1765 года в 5 часов вечера от случайной простуды. Михаил Васильевич Ломоносов похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.